Тема образования затрагивает в Томской области почти каждую семью. Поэтому число вопросов и направлений в этой сфере максимально широкое. Попробуем проанализировать, что за пять лет изменилось в этой сфере, в каких населенных пунктах решены проблемы и в каком направлении двигается школьное образование.
Дошкольное образование
Более 150 миллионов рублей получат в 2021 году родители, чьи дети посещают негосударственные детские сады Томска. Эти средства будут выделены из городского и областного бюджетов.
Только за 2020 год около 800 родителей получили ежемесячную компенсацию части затрат на содержание детей в группах по присмотру и уходу за ними (2 000 рублей). Ежемесячную выплату за детей, посещающих частные детские сады (4 000 рублей), получили еще более 2,5 тысячи родителей.
В период с 2017 по 2020 год построено и приобретено 12 дошкольных организаций на 1 795 мест. Кроме того, 100 мест для размещения детского сада создано в рамках строительства начальной школы в микрорайоне Южные Ворота в поселке Зональная Станция Томского района.
Еще четыре детских сада должны построить до конца 2021 года в Томске. Они появятся в новых микрорайонах на окраинах города.
Послушать подкаст про новые векторы образования в Томской области:
Школа
Школьная жизнь — это нотный стан. При звучании каждой ноты получается новая мелодия системы образования. Так обозначила главные изменения в жизни школ региона директор МАОУ Лицей № 7 Диана Смолякова.
- Ремонт и оснащение школ
- Воспитательная работа
- Питание детей
- Дистанционное обучение
- Нацпроект «Образование»
- Доступность образования
- Новые подходы к конкурсам и олимпиадам
Вместе с экспертом мы разобрали «по нотам» тенденции развития школьного образования, где сейчас сделан акцент на содержание и качество.
— Впервые за последние пять лет у нас появилось столько новых ученических мест. Открылись школы «Интеграция», «Перспектива», по второму крупному корпусу теперь есть у 16-й школы и Академлицея. Полным ходом идет капремонт образовательных учреждений.
Всего в рамках национального проекта «Образование» до конца 2024 года на территории Томской области необходимо построить 35 школ в 10 муниципалитетах региона (17 из них — в Томске).
— На последнюю пятилетку пришелся и бум технического оснащения системы образования в регионе.
— В прошлом году 21 образовательное учреждение получило финансирование и приобрело оборудование для оснащения школ и формирования в них цифровой образовательной среды. Открытие «Точек роста» также пришлось на этот период (всего их в регионе открыто 67). Центром стала 64-я школа в Тимирязевском. Там новые приемы и форматы взаимодействия с детьми.
Как раз пять лет в этом году отмечает томский «Кванториум». По задумке, образование там носит прикладной характер. Дети не только решают учебные задачи, но и выполняют проекты по заказу предприятий.
Еще одна важная веха — открытие IT-куба. Охват у него не менее 400 человек. Учреждение работает на базе Хобби-центра. Там просторное помещение, есть возможность развить каждого ребенка. Все включенные в эту деятельность имеют огромные возможности по разным направлениям. Это новый ключевой элемент в системе образования региона. Потребность в таких науках сейчас у детей высока, особенно востребована робототехника. Ученики 3-4-х классов собирают конструкторы, компьютеры, демонстрируют свой продукт. Очень здорово, когда дети имеют возможность проявить себя, например, в рамках проектной деятельности. Изменились стандарты внеурочной деятельности.
— На дополнительном образовании сделан сейчас особый акцент.
— Да. Активно начали создаваться новые места для дополнительного образования детей. Каждая школа заполняет инфраструктурные листы. В ближайшее время этих мест будет больше, что поможет гораздо шире развивать навыки и кругозор ребенка.
— На воспитание тоже сделан особый упор, что нового происходит в этом направлении, какие есть тенденции?
— Сейчас в школах идет подготовка новых программ с иными подходами, в том числе к управлению воспитанием. Хочу сказать, что воспитание никогда не уходило из школы. Сейчас иная точка зрения на него и другой подход к классному руководству. В некоторых школах эти программы в стадии разработки, у кого-то уже готовы. Работа большая, возникают некоторые сложности. В частности, вопрос повышения квалификации педагогов, которые претендуют на классное руководство или уже ими являются. Это иные курсы для учителей, иное сотрудничество с родительской общественностью, более эффективные формы работы с детьми. Это направление очень хорошо будет внедрено в школу, так как федерация настаивает на системности и упорядочивании по всей стране. Кстати, несмотря на сложные экономические условия, сохранена региональная доплата за классное руководство, а также обеспечена выплата аналогичной меры поддержки за счет средств федерального бюджета.
— Правильно ли я понимаю, что родители не будут исключены из системы воспитания, наоборот, на них будет возложена особая миссия?
— Хочется акценты расставить следующие: на повышении ответственности родителей, они теперь должны стать не потребителями, а партнерами. Сейчас идет взаимодействие с родителями сразу при создании только этой программы. Все воспитание школа на себя все равно не возьмет. Родители не только должны иметь спрос с образовательного учреждения, но и тоже нести ответственность: участвовать и инициировать родительские лектории, клубы, мы, например, формировали совет отцов. Для информированности отрабатываем взаимодействие с родителями в группах WhatsАpp, чтобы они были в курсе воспитательных процессов в школе.
— Очень горячая тема в прямом смысле слова сейчас — бесплатное питание в школе.
— Да, мы отвечаем не только за образование, но и за питание, и за безопасность. Хорошая была инициатива, когда было внедрено бесплатное питание в 1-4-х классах. Число охваченных горячим питанием детей увеличилось почти до 100 %. Эта инициатива хорошо зашла в школу. Но здесь повышается ответственность бракеражной комиссии, индивидуального предпринимателя, с которым работает образовательное учреждение. Повышается ответственность школы в целом. Обеспечить завтраком и обедом, распределить потоки, силы, внимание, усилить контроль за питанием. Потребности у детей и родителей разные, меню — одно. Кто-то желает эти блюда, кто-то нет. Повышаем информированность о здоровом питании через программы, классные часы, родители входят в общественные комиссии, сами просятся контролировать процесс, пробуют блюда, пишут отзывы.
— Последний год внес изменения и в организацию процесса образования, заставив перейти на дистанционные формы. Были ли в этом плюсы?
— С прошлого апреля все школы перешли на некую новую форму организации образования. Систему переформатировали в короткие сроки. Были созданы новые модели. Нормативно-правовая база была скорректирована под условия дистанционного обучения в разгар пандемии. В этом учебном году мы практикуем смешанное образование: часть уроков онлайн. Здесь будем искать плюсы: каждый ребенок в смешанном образовании может найти свое время на обучение, свой режим работы по некоторым предметам. Больше всего о плюсах говорят ученики 10-х и 11-х классов, они идут по индивидуальному образовательному маршруту. Старшеклассники отмечают, что появилось время. для того, чтобы спланировать свою активную деятельность и поработать онлайн, сдать нужный материал. Для учителей повышение квалификации в дистанционном формате не так удобно, но это лучше, чем вообще без какого-либо движения вперед.
— О новом качестве образования речь идет и в профильном нацпроекте. Как это все решается на конкретных примерах?
— Нацпроектом «Образование» поставлена цель: вхождение России в число 10-ти стран мира по качеству системы образования. Как проверить это на практике? Мы положили в основу образ дерева. Корнями выступают универсальность и фундаментальность образования. Ствол — это новые навыки, soft skills. Для нас это 6К — креативность, критическое мышление, коллаборация, коммуникация, капитализация труда, интеллекта, здоровья и культура развития. Здесь мы говорим о персонализации обучения и об индивидуальных маршрутах. Крона — это функциональная грамотность, по этим критериям нас оценивают со стороны. Это то, с чем выходит ребенок из стен школы. Чтобы дерево питалось, важна среда. Она создается в каждом образовательном учреждении — среда внутренняя, среда внешняя, это психологический комфорт, безопасность. Только тогда возможно качественное образование. После того как мы определили общий формат, у нас идут новые подходы к управлению качеством образования. Несколько лет в лицее существует проектное управление, оно есть у каждого заместителя директора. Создаются проектно-исследовательские лаборатории, в том числе и среди детей. Получается, работает и горизонтальное, и вертикальное управление. Изменение внутренней политики, внутренней философии и концепции в каждой образовательной организации. Материальных вложений это не требует. Главное — желание учителей, управленческой команды и родителей.
— Кстати, в какой возрастной категории больше всего проседает функциональная грамотность?
— В основном это 6-7-е классы и начало 8-го. Здесь сказываются возрастные особенности. У подростков на первый план выходит общение. Мы это прекрасно понимаем, поэтому через ценности общения мы каким-то образом перекручиваем новую программу взаимодействия, иной подход. К концу восьмого класса функциональная грамотность немножко выравнивается, подключается мотивация.
— Доступность образования увеличивается, как вы считаете?
— Если говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, то здесь надо сделать акценты, что каждая школа и каждый регион ищут различные модели взаимодействия с такими семьями. В нашем лицее есть отдельные классы для детей с нарушениями речи (с 1-го по 6-й класс), там адаптированные образовательные программы. Над созданием модели экспериментировали много лет. Она получилась интересной. Мы представляли свой опыт и в регионе, и на федеральном уровне. Стали лауреатами конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Наша модель универсальна, ее можно применять любому образовательному учреждению.
— Для одаренных и мотивированных учеников и педагогов тоже есть новые стимулы?
— Конечно, сейчас совершенно иной подход к конкурсам и олимпиадам. К тому же на уровне региона у нас появились новые конкурсы для учителей и директоров. Это систематизация своего опыта, самоорганизация, самоуправление, тайм-менеджмент. Много конкурсов для молодых специалистов, есть с денежной поддержкой. Это, кстати, помогает закрепить педагогов на уровне школ. Многие конкурсы проходят дистанционно, человек не отрывается от места работы. Растет число учеников, кто участвует в разных конкурсах, олимпиадах. Одним словом, система школьного образования не стоит на месте, выделяется дополнительное финансирование, особенно в плане цифровой среды. Еще раз подчеркну, задан хороший вектор: попадание в мировую десятку.
Меняется в последние годы качество образования и в сельских школах региона. 70 % из них сейчас оснащены современной материально-технической базой для уроков технологии, ОБЖ, ИКТ, проектной деятельности.
Второй год в Томской области реализуется программа «Земский учитель». Подробнее о ней — в инфографике Tomsk.ru
Высшая школа
На контроле у парламентариев и ситуация с высшим образованием в Томской области. Университеты рассматриваются как точки роста региона. Вузы становятся сегодня фактором не только экономического, но и социального развития территории. Одной из задач муниципалитетов сейчас стоит синхронизация условий жизни в регионе с наращиванием научного потенциала вуза. Это поможет удержать у себя хороших специалистов. Для этого в регионе реализуются программы Большого университета и студенческого кампуса.
Планы на ближайшие пять лет
В будущем областным депутатам предстоит на федеральном уровне защитить интересы малокомплектных школ и определить критерии их сохранения, поставить вопрос о спортивной подготовке детей, денежном вознаграждении кураторов и классных руководителей в системе профессионального образования и проголосовать за возможность применить налоговый вычет в случае пожертвований для обновления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций.