Умение работать с информацией, коммуницировать и выстраивать отношения. Все это определяет уровень функциональной грамотности школьника. Сейчас этот термин прочно вошел в образовательные стандарты. Он заставил обратить внимание на метапредметные связи в школьной программе и компетентности отдельного ребенка, рассказала порталу Tomsk.ru заведующая кафедрой дошкольного, начального и инклюзивного образования ТОИПКРО Татьяна Горохова.
— Когда началась тенденция и крен в сторону интереса к функциональной грамотности в России?
— В условиях развития новой экономики основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал. Поэтому в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим происходит смена парадигмы образования где ключевыми понятиями становятся «компетенция», «компетентность».
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
Таким образом, система образования меняет крен в сторону компетентностного подхода. Это прослеживается в рамках каждого учебного предмета. Предпосылкой развития любой компетентности является наличие у человека определенного уровня функциональной грамотности.
Проблема функциональной грамотности попала в поле зрения международных организаций с середины ХХ века. ООН объявила 2003– 2012 годы Десятилетием грамотности в широкой интерпретации этого понятия. Согласно основным концептуальным положениям ООН, низкая грамотность отнимает у людей возможность, ограничивает их потенциал, сокращает как политическую, так и экономическую активность.
Переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности учащихся закреплена во ФГОС на концептуальном уровне в следующих аспектах:
а) изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход,
б) содержание обучения — комплексное (междисциплинарное) изучение проблем, включая жизненные ситуации;
в) характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;
г) доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
д) характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
— С помощью каких инструментов измеряется функциональная грамотность? Как ее можно «пощупать»?
Существует несколько признанных организаций, проводящих независимую международную оценку уровня функциональной грамотности в более чем 60 странах мира:
— Международная ассоциация оценки образовательных достижений — IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements);
— Международное сравнительное исследование качества математического и естественно-научного образования
— TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study);
— Международная оценка образовательных достижений учащихся — PISA (Programme for International Student Assessment).
Особый интерес в этом ряду представляет исследование PISA, в программе которой впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений. Исследование PISA ставит своей целью проверку подготовки молодежи ко «взрослой» жизни, что отличает его от других.
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: читательская грамотность, математическая грамотность, грамотность в области естествознания, так же с 2012 года отдельным направлением оценки была введена финансовая грамотность, а с 2018 — глобальные компетенции.
— По каким навыкам можно провести диагностику ребенка самим родителям?
— Важно понимать о каком возрасте идет речь. Можно рекомендовать родителям наблюдать за ребенком и отмечать следующие предпосылки или наличие навыка в самостоятельности, ответственности и инициативности. Я говорила бы о способности ребенка мыслить нестандартно. Еще один фактор — коммуникация, способность ребенка выстраивать здоровые, продуктивные отношения: по вертикали — со взрослыми, и по горизонтали — со сверстниками. Важно, насколько он умеет договариваться, что-то просить, заявлять о том, чего он хочет, понимает свои потребности и желания, в том числе развитие эмоционального интеллекта.
Как видите, составляющих не мало. И все они определяются, на мой взгляд, качеством среды, в которой находится ребенок, и его семьей т.к. они могут быть ограничивающим фактором для развития ребенка в целом и, в том числе, его уровня функциональной грамотности.
— Какие классы на данный момент больше всего проседают по функциональной грамотности?
— Функциональная грамотность — это показатель, который меняется на протяжение жизни. Чем взрослее человек становится, тем больше социального опыта он получает. Поэтому сложно сказать какие именно классы. Если опираться на международные исследования PIRLS — исследование качества чтения и понимания текста среди четвероклассников, то здесь Россия занимает лидирующие позиции: второе место из 45-ти в 2011-м году и первое (!) из 50-ти в 2016-м. TIMSS — исследование качества школьного обучения в сферах математики и естественных наук (выборка: 4 и 8 классы). В 2015 году российские четвероклассники заняли 7-ое место из 49-ти по математике и четвертое из 47-и по естествознанию. Восьмиклассники — шестое из 39-ти по математике и седьмое из 39-ти по естествознанию.
Можно так же рассмотреть исследование PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста. В рейтинге из 79 стран за 2018 год российские школьники оказались на 31-м месте по читательской грамотности, на 30-м месте по математической грамотности и на 33-м месте по естественнонаучной грамотности.
— С чем сейчас чаще проблемы у 15-летних россиян: мало читают или сложнее справляются с математикой? И как выглядит Томская область относительно всей России?
— Учащиеся образовательных организаций Томской области в 2019 году приняли участие в региональной оценке по модели PISA, основанной на проекте Организации экономического сотрудничества и развития «PISA для школ» (ОЭСР «PISA for schools»).
По результатам оценки по модели PISA по читательской грамотности, результаты региона выше результатов в среднем по России. По математической и естественнонаучной грамотности результаты сопоставимы с общероссийскими. По математической грамотности результаты по региону составили 487 баллов, а по России — 483 балла. По естественнонаучной грамотности регион набрал 483 балла, а по России — 479 баллов.
— А у дошколят какие проблемы?
— Мы часто говорим про преемственность начального и школьного звена. Есть много разных точек, где бы хотелось идеальности. В рамках преемственности между дошкольным и начальным общим образованием хотелось бы, чтобы дети успевали «наиграться», так как это основной вид деятельности у дошкольников, в процессе которого формируются предпосылки к познавательной деятельности, коммуникативные навыки.
Если же говорить про проблемы, то можно отметить рост числа детей с особенностями в речевом развитии. Страдает не только связная речь, но и маленький словарный запас, недостаточный уровень развития моторики, регуляции поведения и, как следствие, все приводит к западанию развития отдельных психических функций.
Еще одно отличие современных детей — их цифровизация. Они приходят в школу развитыми в плане обращения с какими-либо цифровыми ресурсами и гаджетами.
— У поколения 80-90-ых годов и нынешних детей разные же уровни функциональной грамотности?
— Разные поколения — разное содержание понимания функциональной грамотности, разный уровень и объем информации. Проблемы какие были, такие и остались: тема любви, добра и зла, ответственности. Меняются формы их проявления. Способы достижения.
Каждая эпоха требует разный набор качеств от человека. Большая часть труда становится алгоритмизирована. И больше ценятся навыки договариваться, коммуницировать, работать в команде — то, чего не могут делать роботы. Соответственно и портрет функционально грамотного человека тоже будет меняться. Однако, на мой взгляд, есть неизменные личностные качества, которые должны сохраняться в независимости от поколений: честность, ответственность, вежливость.
Подробнее о молодых и амбициозных педагогах мы рассказываем в проекте «Учение с увлечением».