Источник фото: Tomsk.ru, кадр из фильма «Один дома»
Авторские материалы

Один с домом: раскопки, ямы и вечный ремонт

19:03 / 02.08.21
5184

Куда обращаться, чтобы добиться их устранения

Мы в социальных сетях:

«Один с домом» — проект портала Tomsk.ru, здесь мы рассказываем о проблемах жилищно-коммунальной сферы Томска, с которыми ежедневно сталкиваются горожане и жители Томского района. В этот раз мы подробнее расскажем о благоустройстве придомовой территории и о том, куда обращаться, если что-то пошло не так.

У нас рядом с домом в начале марта прорвало трубу, коммунальщики несколько дней искали проблему, в итоге разрыли всю парковку, жильцы трех домов не могли поставить свои автомобили на привычные места и оставляли их где попало. В результате «Томскводоканал» вырыл яму, три дня там была открытая раскопка. В итоге ее закопали, засыпали щебнем, а кто и когда будет восстанавливать асфальт, который был до ремонта?

Мы хотим летом посадить цветы вокруг дома, обновить клумбы, поставить урны и скамейки. Можно ли куда-то обратиться за помощью или надеяться только на свои силы?

Начинаются субботники, вокруг дома все в собачьих отходах и бычках, можно ли привлечь к уборке владельцев животных и курильщиков?

Отремонтировали крышу, а мусор за собой не убрали. Куда обращаться, если управляющая компания не принимает меры?

Дом на улице Ивана Черных, 1, и окружающие его дома ежегодные заложники раскопок и аварийных ситуаций на коммунальных сетях. Построен новый микрорайон Высотный, а коммуникации — старые, поэтому постоянно что-то где-то рвется. Нарушено благоустройство на прилегающей территории. Сейчас серьезное проседание грунта. Выворочены бордюры, просто складированы на тротуаре. Пользоваться тротуаром сейчас нет возможности, все пешеходы двигаются по дороге, которая тоже перекопана и просто засыпана. В межсезонье это то еще удовольствие. Постоянные порывы труб на перекрестке улиц Мичурина и Ивана Черных. Сейчас там лужи, затруднен проезд. И возле дома по переулку Курганский, 5, тоже постоянно раскопки и устранение аварий. Проезд к четырем многоэтажным домам бывает возможным только с одной стороны, через стоянки и дворы, что вызывает сложности у оперативных служб с подъездом к месту вызова. Постоянные ремонтные работы и неудовлетворительное благоустройство по их завершении сделали территорию непригодной для движения на велосипедах, мам с колясками, детей на самокатах и так далее.

С такими вопросами часто обращаются томичи в редакцию портала.

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории и куда обращаться, если что-то произошло, об этом рассказал член регионального штаба ОНФ, член общественной муниципальной комиссии по благоустройству города Томска Роман Клясюк. 

Если после капремонта возле дома остался строительный мусор, что делать жильцам?

Районная администрация готовит список для Фонда капитального ремонта, где и в каких домах он будет проводиться в текущем сезоне. Чаще всего восстановление благоустройства необходимо после ремонта кровли. На этапе проведения торгов на адрес приезжает представитель Фонда капремонта, фотографирует не только дом, но и прилегающую территорию, чтобы было понимание, в каком состоянии все находится. Это фиксируется, но при проведении строительных работ все равно вокруг дома складируется мусор. Подрядчик может убирать строительный мусор сразу, а может это сделать в более позднее время. При сдаче объекта подрядчик должен оставить территорию в чистом виде. Если это происходит зимой, то есть практика, что подрядчик пишет гарантийное письмо в организацию, обслуживающую дом, о том, что при оттаивании снега обязуется приехать и убрать мусор. Причем только тот, который образовался в результате проведения ремонтных работ, а не проводить бесплатный субботник на территории. Перед началом ремонта УК или ТСЖ уведомляется районной администрацией, в какой период будут проходить работы. Важно, что именно управляющая организация должна подготовить площадку для техники — выбрать место, где она будет находиться. Это происходит на средства управляющей организации. Само восстановление благоустройства на территории в смете не заложено.

Строительный мусор собирает и вывозит подрядчик. Иногда так происходит, что он это делает одновременно с нескольких объектов. Поэтому какое-то время мусор может находиться на придомовой территории. Если у собственников квартир возникают какие-то вопросы, то они должны в первую очередь обращаться в управляющую организацию, там жильцам должны сообщить о сроках вывоза строительных материалов. Если эти сроки нарушаются, а управляющая компания бездействует, то жители дома могут попытаться договориться с подрядчиком. Если и это не сработало, то жильцы могут зафиксировать нарушение — сделать фото или видеофиксацию, составить акт, его должны подписать несколько собственников. Эти документы нужно направить в три места: Фонд капремонта, подрядчику, в районную администрацию. И тогда будет результат.

Кто должен следить за благоустройством на придомовой территории?

Если есть придомовая территория, то на общем собрании собственников должна быть сформирована повестка работ на следующий год. Закладываются деньги, в том числе и на благоустройство придомовой территории. Управляющие организации также могут обращаться в районные администрации за помощью в покупке и поставке саженцев. Например, существует проект «Томский дворик», во время которого выбирают лучшие дворы.

Собственники должны сами определять, что они хотят сделать возле дома, например, парковку, облагородить двор или детскую площадку.

Весной и осенью проходят субботники. В это время жители домов самостоятельно выходят на улицу и убирают скопившийся за сезон мусор. Это все происходит добровольно, но управляющая организация может предоставить инструменты для его проведения — лопаты, грабли, ведра, перчатки, а также организовать складирование и вывоз мусора, чтобы он не лежал на придомовой территории.

Если из всех жильцов на уборку территории выйдут хотя бы 20 %, то этого будет достаточно для приведения территории в порядок. Когда люди сами убирают территорию, то потом начинают сами следить за ее чистотой. Например, видят, когда кто-то из жильцов выбрасывает из окна окурки, то они вычисляют, из какой квартиры выкинули мусор, приходят к этому человеку и заставляют убрать. Если добровольно не удается решить вопрос, то фиксируется факт выброса мусора и обращение направляется к участковому.

Также летом встает вопрос об уходе за цветами и деревьями. Если управляющая организация не закладывает деньги на это, то вопрос должны решать собственники на общем собрании. Может вызваться как один человек от всего дома, так и от каждого подъезда. Можно поручить это дело дворнику, но надо закладывать дополнительное вознаграждение.

Если дом находится на гарантии, как это происходит в новых районах города, то кто ответственный за порядок на территории?

Изначально нужно оповестить об этом управляющую организацию. Затем обращения, касающиеся гарантийных вопросов, должны направляться генеральному застройщику, так как именно он вводит в эксплуатацию многоквартирный дом. Все нарушения должны фиксироваться. Застройщик должен принять обращение и сообщить о сроках исправления, например, в течение 30 дней. Если он сообщает, что ремонт возможен только в летний период, то нужно просить уточнения дат, то есть, к примеру, с 1 июня по 31 августа. Если подрядчик не идет навстречу жильцам и не собирается выполнять гарантийные обязательства, то можно заказать независимую экспертизу за свой счет и официально оформить документы и написать экспертное мнение по определенной проблеме. В том случае, если подрядчик продолжает ничего не делать, то следующий этап решения вопроса — добиваться справедливости только через суд. Для судебного рассмотрения нужно будет подготовить все обращения и ответы на них, а также фотографии с фиксацией проблемы.

Восстановление благоустройства после коммунальных раскопок. Кто должен это делать? Есть ли сроки?

Ресурсоснабжающая организация, если она делает раскопку, она берет на это ордер у районной администрации, даже если эта раскопка необходима для устранения аварийной ситуации. В ордере обязательно устанавливаются сроки проведения ремонта на объекте. Если раскопка аварийная и сроки пока установить трудно, то коммунальная организация готовит гарантийное письмо, в котором обязуется вернуть все к изначальному виду, то есть как все и было до раскопки.

По факту же довольно часто происходит, что коммунальные компании обещают восстановить благоустройство в «благоприятное для ремонта время», но именно в это время раскопок становится больше, а подрядчики, как правило, все заняты. Иногда просто не хватает живой человеческой силы, особенно это показал 2020 год, когда было довольно много аварийных ситуаций. Тогда нужно вместе с управляющей организацией обращаться в прокуратуру и районную администрацию. В прокуратуре вопрос ставят на контроль.