В новом мире дети взрослеют быстрее: 10-11-летний ребенок, который запустил свое дело, уже не так сильно удивляет, как раньше. Разобраться в том, как работает взрослый мир, какие навыки в нем нужны и как понять, что тебе на самом деле интересно, помогает школа бизнеса для детей «Фабрика предпринимательства». Успешной франшизе уже более пяти лет. В этом году «Фабрику» открыли в Томске, и у первой группы ребят в апреле прошли выпускной и защита проектов. О том, как «Фабрика предпринимательства» помогает не только в профориентации, но и в обычной жизни, и чего не хватает современным детям – в материале Tomsk.ru.
От бизнес-идеи до продаж в Instagram
Проектор включен, в зале зрители и эксперты ждут презентаций бизнес-идей. Одно удивительно: спикеры – это дети от 8 до 12 лет. 18 апреля на «Фабрике предпринимательства» прошел первый выпускной после 3-месячного курса, обучение группа из 8 человек начала в январе. Все это время педагоги и наставники помогали ребятам готовить бизнес-проекты, развивать предпринимательские компетенции и внутренний потенциал. Эксперты — действующие предприниматели — задавали вопросы по проекту и давали советы, как углубить работу над темой. Такой же выпускной в мае предстоит второй группе подростков. Свои бизнес-идеи будут защищать ребята 13-17 лет.
Чаще бизнес-проекты детей связаны с реальными товарами. Например, авторские мягкие игрушки в форме лягушек, мыло ручной работы, экологичные товары из картона для декора и тому подобное.
Илья Крапивец, педагог-психолог, работал с участниками «Фабрики» на протяжении всего курса. Как он пояснил, самое главное – донести до ребенка суть работы просто, последовательно и понятно. Каждое занятие было тематическим: разбор бизнес-модели, поиск идеи, финансовая грамотность, публичные выступления и многое другое.
Формат «Фабрики предпринимательства» – 80% практики и 20% теории. Так, на занятиях по бизнес-модели начинающие предприниматели опрашивали людей, интересен ли им товар. А навыки продаж тренировали на так называемых «холодных звонках». Как отметил педагог, получалось весьма успешно и уверенно.
Не только про бизнес, но и про развитие
Сделать из ребенка матерого бизнесмена – не главная задача бизнес-школы: туда приходят дети с абсолютно разным уровнем подготовки и разными целями. В процессе обучения подростки могут понять, что им интересно: управление, организация, реклама или другая сфера. Отдельно на «Фабрике» есть занятия по соцсетям, чтобы учиться отбирать из них нужную информацию и отметать лишнюю. Особое внимание уделяется также вопросам обращения с деньгами, чтобы дети понимали, откуда они берутся и как их рационально тратить.
Также центральной линией обучения становится развитие личных качеств ребенка: уверенности, коммуникабельности, самостоятельности и находчивости. Занятия по самопрезентации, публичным выступлениям делают детей раскованнее. Как итог – лучшая успеваемость в школе, более развернутые ответы у доски. Изменения в общении с детьми замечают и их родители.
Главное, на чем основана работа с детьми на «Фабрике», — это их интерес. То, что подкинет их богатое воображение, действительно может воплотиться. Надо только направить и помочь, уверены педагоги бизнес-школы.
Говорить с детьми о бизнесе просто
Такой формат обучения детей бизнесу запустил больше 5 лет назад в Казани доктор экономических наук Айдар Булатов. Программа, разработанная им, входит в перечень рекомендованных Минэкономразвития в рамках нацпроекта «Развитие малого и среднего бизнеса». Она поддержана Агентством стратегических инициатив. Франшиза успешно работает уже в 60 городах России и СНГ. В Томске программу начал реализовывать бизнесмен Сергей Вольный, основатель фестиваля «Праздник топора».
На «Фабрике предпринимательства» есть разные виды курсов, в зависимости от задач и интересов ребенка. Основные программы длятся 9 месяцев. Это полноценное обучение, по итогу которого ребенок получает документ государственного образца. После основного набора укомплектовывают более короткие программы – на полгода и 3 месяца. Также в рамках «Фабрики» работает летний лагерь и интенсив в дни школьных каникул. Здесь совмещено обучение бизнесу и развлекательная программа в рамках 6-часовой смены.
Учеников набирают в группы максимум по 10 человек, чтобы уделить время каждому. Распределяют по группам: от 8 до 12 лет и от 13 до 17. Как поделились наставники, 12-летние ребята – самые активные, поэтому в дальнейшем младшую группу думают разбить еще на две: 8-9 лет и 10-12.
Занятия проходят в формате семинаров, тренингов и практических уроков, а в качестве наставников к ребятам приходят делиться опытом действующие предприниматели. Кроме того, группы дважды за курс выходят на действующие предприятия, чтобы увидеть все бизнес-процессы изнутри.
Скоро «Фабрика предпринимательства» начинает набор на летние смены в лагерь. Первая — «Мой первый бизнес» — с 3-разовым питанием и развлекательной программой стартует с 31 мая и продлится 2 недели. Вторая смена — «Бизнес-блогер» — пройдет с 21 июня по 2 июля.
Записаться в лагерь и узнать подробнее о «Фабрике предпринимательства» можно на странице школы бизнеса в Instagram, а также в группе «Вконтакте».