Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
История одной профессии

«Простая туса нам уже не так интересна»: Иван Ларионов о новом Street Vision и культуре постковида. История одной профессии

14:03 / 08.05.21
13043

Поговорили с Иваном о том, каким будет новый SV и почему он стал взрослее

Мы в социальных сетях:

Буквально два месяца назад сообщество Street Vision анонсировало свое возвращение, аудитория в восторге, организаторы готовят площадки для фестивалей, а Tomsk.ru пытается разобраться, каким будет фестиваль. Для этого мы поговорили с Иваном Ларионовым, главным идеологом проекта.

Он рассказал нам о современной культуре, о том, что изменится после пандемии, почему важна осознанность и насколько за девять лет повзрослел фестиваль современного искусства Street Vision. Перед вами история одной профессии.

НОВЫЙ STREET VISION БУДЕТ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ. Это важная формулировка, и важное отличие от предыдущих выставок-фестивалей. Связано это с тем, что ограничения на массовые мероприятия еще не сняты, мы решили подстраховаться и развести людей по датам и площадкам, чтобы не было слишком много людей в одном месте.

ПОСЛЕ ФЕСТИВАЛЯ ОСТАНЕТСЯ СЛЕД. Обычно как бывает: прошел Street Vision, два дня люди потусили, граффити-художники порисовали и все. На этом фестивале художники будут делать рисунки на фасадах зданий, street art, который останется в городе.

МЫ СТАЛИ СТАРШЕ, НАШИ ВЗГЛЯДЫ СТАЛИ СТАРШЕ. Поэтому у нас появится площадка, которая будет называться «Сити-менеджер». Диалоговая площадка, посвященная разным городским темам: урбанистика, архитектура, городской транспорт, туризм. Будет несколько точек, на которых пройдут лекции и дебаты. Поддерживают это различные городские проекты и власти Томска.

ПОСЛЕ ТАКИХ РАЗГОВОРОВ ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ РЕЗКО НЕ МЕНЯЕТСЯ. Но уже есть диалог, а значит это первый шаг к изменениям.

ПРОСТО ТУСА НАМ УЖЕ НЕ ТАК ИНТЕРЕСНА. Хочется попробовать решить какие-то проблемы в Томске. Но тусовочный дух все равно останется.

АУДИТОРИЯ ВЗРОСЛЕЛА ВМЕСТЕ С НАМИ. В следующем году Street Vision уже десять лет, и есть целое поколение, которое росло с нами. Но я пока что не знаю, знает ли про нас современная молодежь, и не считает ли нас чем-то устаревшим. Как будто мы для них «Праздник топора».

НОВЫЙ STREET VISION БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ТОЛЬКО МАСШТАБОМ. Все что сохранилось — было и десять лет назад. Ничего не пропало и не исчезло. На первом Street Vision были инсталляции, картины, фотографии, граффити, музыка, брейк-данс, маркет. Единственное, чего не было тогда — фуд-корта и образовательной программы. Теперь все стало больше.

STREET VISION — ЭТО ПЛОЩАДКА ДЛЯ СОБСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ. Условно, это так. Ежегодная площадка для творчества. К сожалению, ежегодная. Хотелось бы, конечно, и почаще.

СЕЙЧАС НЕТ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ РОССИЙСКИМ И СИБИРСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ. Хотя интерес к Сибири проснулся. Появились разные издания вроде Makers of Siberia. Интерес есть, потому что у нас тут своя экосистема и свой взгляд на творчество. Конечно, многие наоборот смотрят на Москву, пытаясь что-то копировать, но я считаю, что и у нас есть свои достойные художники, которые делают оригинальный стиль. Особенно если делают отсылки к месту своего рождения.

НАЧАЛАСЬ КУЛЬТУРНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ. Сейчас появляются очаги по всей России. В Екатеринбурге делают крутые вещи, в Красноярске, в Томске.

ТОМСК — ЭТО КУЗНЯ ТАЛАНТОВ. У нас переехали многие специалисты: кто-то музыкант, кто-то с Парфеновым в «Намедни» работает. Рано или поздно в центре начнут понимать местную культуру и приезжать на наши фестивали.

СЕЙЧАС ОЧЕНЬ МНОГИЕ ВЕЩИ ВЫГЛЯДЯТ ПРИМИТИВНО, НО НАДЕЛЕНЫ «ВЫСОКИМ» СМЫСЛОМ. Мне лично такое не близко. Не считаю это ерундой, но просто не мое.

У РЕБЯТ ИЗ СИБИРИ УНИКАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ. И они транслируют его в очень крутых вещах. Потому что меньше суеты, меньше времени тратишь на дорогу домой, встречу с друзьями. В Москве только на дорогу уходит примерно 1,5 часа. А тут можешь пойти в лес, погрустить, погулять, подумать. Мозг не такой захломленный, поэтому больше сил на что-то концептуальное.

КАЖЕТСЯ, БОЛЬШИНСТВО СОВРЕМЕННОГО СИБИРСКОГО ИСКУССТВА ПРО ГРУСТЬ. И, видимо, это реально так. Но не все оно такое, и на Street Vision у нас будет другой подход. Хочется, чтобы человек шел, увидел наши стрит-арты и улыбнулся. И так кругом все серое и грустное. Зачем оно?

ГРУСТЬ ОЧЕНЬ ПРОСТО ИЗОБРАЗИТЬ. Возможно, это просто тренд. Но это лишь мое мнение.

Я УСТАЛ ОТ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Если честно. Но Street Vision мне нравится. Потому что в нем много чего переплетено. Он очень многодисциплинарный, так что раз в год я точно готов на это.

Я ПРИСОЕДИНИЛСЯ К КОМАНДЕ FLAT* ПОЧТИ СРАЗУ ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ. Посыл был в том, чтобы создать свою собственную площадку, где можно проводить выставки, мастер-классы, спектакли. Но при этом был бы еще и свой бар, например. Но FLAT локдаун не пережил.

*[культурное пространство в Томске, занимались выставками, концертами и другими культурными активностями — прим.ред.]

У FLAT НЕ БЫЛО КОМАНДЫ, КОТОРАЯ БЫ ЗАНИМАЛАСЬ ТОЛЬКО FLAT. Если у людей было время им заниматься — занимались. Но всегда нужна команда людей, которая будет заниматься именно этим проектом, каждый день быть в нем, думать о нем. Тогда проект будет жить.

ПАНДЕМИЯ НЕ ИЗМЕНИТ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. Разве что созвонов больше стало. Все поняли, что незачем куда-то ездить физически, если можно просто позвонить. Куча времени экономится при этом. Конечно, есть вещи, которые нужно обсуждать только лично.

НЕ ВЕРЮ ВО ФРАЗУ «УЖЕ НЕ БУДЕТ ВСЕ КАК ПРЕЖДЕ». Я ее не могу представить, мир не уйдет на дистант. Уже совсем скоро все оффлайн-мероприятия полноценно вернутся. Но радикально ничего не поменяется. Хотя, я могу и ошибаться, конечно.

ЗАХОТЕЛОСЬ ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ БЫ ОСТАЛИСЬ НАДОЛГО. Такие мысли посещали в локдаун. Очень странно, что мы привозим ребят художников, платим за перелеты, за проживание, выдаем суточные, кормим, платим гонорар. Потом они рисуют на площадках, которые работают три дня и все. Все уезжают, а деньги зарыты. Выхлопа никакого, поэтому решили больше выходить в город и делать полезное. Улучшать город.

ХОЧЕТСЯ БОЛЬШЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Создавать какие-то мероприятия. Убрать берег Ушайки, например. Мы так делали, собрали очень много мусора, потом пожарили гриль, послушали музыку — опыт позитивный.

ZEN И IZBA — ЭТО ДВИЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ ТОМСКУЮ КУЛЬТУРУ. Нет никакой конкуренции. Есть, например, Мариинский театр и Большой театр. Они конкуренты? Вряд ли. Я считаю, что в поле культуры не может быть конкуренции.

ФОРМАТ STREET VISION УЖЕ НАЧАЛ СЕБЯ ИЗЖИВАТЬ. Я это понял после 2018 года, когда мы проводили все в Дворце зрелищ и спорта. У меня было разочарование: мы все думали, что нужно постоянно увеличивать масштаб, но в Томске просто нет столько людей. Людей, которым вообще эта тема интересна.

НУЖНО РАСТИ НЕ ВШИРЬ, А ВГЛУБЬ. Нужно думать о формате, мы увеличили количество площадок, одна может быть вообще в свободном доступе. Но чтобы все вместе на одной площадке все три дня — так мы больше уже не будем делать.

ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ STREET VISION МОЖЕТ СТАТЬ ПОЛНОЦЕННЫМ СООБЩЕСТВОМ. Или даже движением, где люди будут высаживать деревья, работать с молодежью. Делают максимально созидательные вещи. Хочется, чтобы это были все самодостаточные и самоосознанные люди, которые выросли вместе со Street Vision.