Интервью с Артуром Шугуровым
Много практики, импровизации и детской инициативы. Так выглядят занятия по анимации в творческой мастерской «Шар» под руководством Артура Шугурова. Ребята рисуют, лепят, снимают, озвучивают и вдохновляются. Мы узнали у молодого педагога, чем привлекательна мультипликация для детей и как она их развивает.
Артур Шугуров рассказал, с чего началась магия мультипликации в его жизни.
— Меня в мультипликации впечатлило то, что картинка может жить. Не просто нарисовал ее, и она у тебя висит. Например, пейзаж. Не просто статичный, а ты видишь, как он живет, какое у него настроение. Если это персонаж, то ты тоже видишь все эти нюансы, эмоции, какой у него голос. И сама по себе магия анимации, что все нарисованное или слепленное начинает двигаться. Я захотел делиться этими впечатлениями с детьми. Хотя анимация — дело не детское. Смотрят мультики ребятишки, а производят их для них взрослые тети и дяди. Дело это очень трудоемкое. Это меня и зацепило.
Да «зацепило» не на шутку. Из художника молодой Артур превратился в креативного педагога. О своих правилах общения с юными учениками он рассказал команде проекта «Учение с увлечением».
Увлекаться анимацией Артур начал уже во взрослом возрасте.
— Я уже работал преподавателем в художественной школе, это был четвертый год после окончания вуза. Мне хотелось двигаться дальше, иметь свое дело. Одна из моих коллег принесла мне диск и показала работу мультипликационной студии из Новосибирска. Я посмотрел, сначала не особо впечатлили работы, но зацепили смешные фразы. Я начал их повторять и пересматривать мультфильмы. Захотел, чтобы наша студия снимала еще круче работы. Только в таком случае я был готов вообще этим заняться. В том же году я организовал студию мультипликации, это было в 2010-м. Студии уже почти 11 лет. Сначала я был один, потом была команда преподавателей, потом нас осталось двое, сегодня снова команда набирается. Непростое дело, его не так легко развивать. Мы были в Томске одним из немногих альтернативных направлений, кроме «художек», «музыкалок». Сейчас мы не перестаем заниматься анимацией, хотя есть и другие направления. Рисуем, лепим, фотографируем, но анимация остается основным столпом, вокруг которого происходит все движение.
— Что анимация дает детям в развитии их личности?
— Во-первых, это коллективная работа и важный навык для детей. Это взаимодействие разных темпераментов, разных направлений. Для режиссуры нужны одни люди, для озвучки — другие, для отрисовки — третьи, другие сочиняют и придумывают что-то. Дети постепенно пробуют себя в общем процессе, потом кто-то углубляется в конкретное направление, другие продолжают двигаться в общем потоке. Дети дополнительно учатся усидчивости, скрупулезной работе, аккуратности. Работать руками, рисовать, анализировать, формулировать мысль, емко ее раскрывать. Студия также расслабляет детей.
— Сейчас все и всё копируют, а здесь надо надолго задержать внимание детей, как это удается?
— Они сами потом видят, когда что-то не так получается, и хотят делать лучше. Мы их очень мягко направляем к большему результату. Если это сделать несвоевременно, можно отбить вообще все желание этим заниматься. Сегодня люди привыкли постоянно желать быстрого результата и ничего для этого не делать. Такой век у нас. Но надо мотивировать их, развивать желание не соглашаться на меньшее. Стараемся это закладывать в них. У кого-то это получается, а кого-то устраивает просто играть. Если у ребенка есть хоть к чему-то интерес — строить из лего, лепить, рисовать, — это круто. Проблема в том, что вообще ничем не интересуются. Они просто играют в телефоне и смотрят «Ютуб».
— Важен ли педагог? Вас дети удивляют?
— То, как они мыслят, это всегда что-то нестандартное. Хотя иногда дети приходят сразу с обременением, насмотревшись одинаковых роликов и шаблонно мысля. Играешь с ними в «Крокодила», они показывают персонажей из компьютерных игр, а показать того же самого крокодила или бегемота уже не могут. Для них виртуальный мир более знаком, чем реальный. Здесь наше участие тоже необходимо, чтобы расширять их кругозор и доставать из их головы что-то оригинальное, что они сами могут придумать. Они потом очень удивляются результату.
— На конкурсы отправляете детские работы?
— Конечно. Это отличная возможность. Правда, не для всех это мотивация. Смотря кто и как воспитан. Если взрослые передали ценность участия в таких мероприятиях, то и ребенок стремится. Иногда детям просто важно реализовать то, что им интересно.
— Больше мальчишки или девчонки интересуются анимацией?
— Да все увлекаются. Есть чисто мальчишечьи группы, а бывают и одни девочки. У них слишком разнятся ценности и интересы.
— Как долго ребята занимаются в студии? Сколько в среднем лет?
— Был у меня один ученик, занимался восемь лет. Начал еще в садике, сейчас думает, в какой университет поступать. Он снимал свой мультсериал. Каждый год по серии. Это был грандиозный проект. Мультики были очень сильными. Ребенок меня удивлял серьезным подходом к делу. Также было много учеников, кто занимался 5-6 лет.
— А самых юных учеников во сколько приводят?
— В 3-4 года. На индивидуальные занятия возьмем в любом случае, а для групповых – будем смотреть на его готовность. Небольшой мультик мы можем снять и за одно занятие.
— Про кого хотят снимать мультики современные дети?
— Девочки про кошечек и собачек. У мальчиков — от рыцарей до конкретных персонажей компьютерных игр. Сейчас много этих героев, поэтому не особенно повторяются даже.
— Какой запрос у родителей, кто приводит детей в студию мультипликации?
— Всегда по-разному. Кто-то говорит: мы вот вам его отдаем, делайте на занятии с ним, что хотите. Кто-то видит интерес у ребенка и хочет его развить. Иногда говорят, что нужно подготовить к поступлению в художественное заведение. Кому-то нужно научить детей работать в коллективе. Анимация отвечает всем этим запросам.