В понедельник, 29 марта, прошло общественное обсуждение проекта развязки на Южном кольце. Предпочтительным вариантом была названа развязка в виде неполного клеверного листа. В прямом эфире в социальной сети «Вконтакте» на вопросы томичей ответили представители власти и приглашенные эксперты. В комментариях к трансляции горожане зачастую сравнивали предложенный вариант транспортной развязки на Транспортной площади с Пушкинской развязкой. Чаще всего — в отрицательном ключе.
Перед началом прямого эфира томский урбанист Алексей Козявкин сравнил два варианта развязки на Южной: в форме неполного клеверного листа и регулируемый перекресток. Для сравнения активист предлагает восемь критериев. Полностью разбор вариантов развязки можно прочитать на сайте проекта «Умный транспорт Томска». Мы попросили Алексея проанализировать для Tomsk.ru итоги строительства Пушкинской развязки по тем же самым критериям, что и два варианта организации транспортного узла на Южном кольце.
Стоимость и сроки строительства
Общая стоимость строительства оценивается в 3 миллиарда рублей. Развязку строили с мая 2011 до октября 2012 года. На это время площадка будущего транспортного узла превратилась в большую пыльную стройку.
Использование городской земли
Сегодня развязка на поликлинике № 4 занимает 92 тысячи квадратных метров. По прошествии 8 лет с момента ввода ее в эксплуатацию, можно с уверенностью говорить, что эта земля выведена из хозяйственной жизни города. Например, никто так и не купил бывшее здание гуманитарного лицея, хотя его долго пытались продать. Какая-то жизнь теплится лишь в нижнем правом «лепестке» развязки. А ведь земля расположена в географическом центре города.
Удобство для пешеходов
Все просто, его там нет. Многострадальные надземные переходы еще хоть как-то спасают ситуацию. С ними хотя бы есть возможность перейти через развязку по земле. Хотя удовольствие это не из приятных из-за сильного шума от пролетающих на высокой скорости автомобилей. Самая вопиющая ситуация на улице 79й Гвардейской Дивизии. После ликвидации пешеходного перехода на переулке Путевой там на протяжении почти 800 метров вообще невозможно перейти дорогу по земле. Есть подземный переход, но его состояние оставляет желать пощады.
Удобство для общественного транспорта
Во-первых, при строительстве развязки был убран трамвай от улицы Дальне-Ключевская до Томск-2. Это одна из самых больших градостроительных ошибок в новейшей истории Томска. Во-вторых, использовать сегодня этот транспортный узел как пересадочный хаб невозможно. Например, пересесть с какого-нибудь маршрута, движущегося с Каштака к Сибирской на маршрут, который едет с улицы 1905-го года на Иркутский тракт нереально. Дело в том, что остановки разнесены на несколько сотен метров друг от друга. Это может казаться пустяком, тем более, общественный транспорт в Томске сегодня, по большей части, ориентирован на беспересадочные поездки. Но на самом деле это очень большое препятствие на пути создания в Томске иерархической маршрутной сети — наиболее эффективного типа организации пассажирских перевозок.
Пропускная способность
Вернемся в начало 21 века. Тогда перекресток на поликлинике № 4 был очень большой проблемой. На носу было расширение Комсомольского проспекта с 2 до 6 полос, и перекресток с улицей Пушкина в том его исполнении был явно не предусмотрен для таких потоков, тем более, в свете продолжающегося роста числа личных автомобилей.
Тогда его временно переделали в нечто напоминающее кольцо. На самом деле, получилось довольно паршиво. Каждый день на этом кольце со всех сторон стояли регулировщики, чтобы хоть как-то спасать ситуацию. Многие автомобилисты Томска прекрасно помнят те времена. В общем, многие и по сей день благодарны строителям развязки за то, что те спасли их от ежедневного мучения. Только большинство проблем было связано именно с неудачной идеей с кольцом. Никто не знает что было бы, если бы тогда перестроили пару кварталов и превратили довольно замысловатое пересечение дорог в обычный перекресток с перпендикулярным пересечением потоков. Ведь его намного проще регулировать. Вторым фактором, который часто недооценивают является повышение связности улично-дорожной сети на востоке Томска. Строительство улицы Клюева и продолжения улицы Елизаровых открыло дорогу с Иркутского тракта в южную часть города. Непонятно, как бы сейчас справлялся, например, регулируемый перекресток с учетом всего этого. Интересно, что тогда для реконструкции в перекресток достаточно было снести пару мешающих зданий. В ходе строительства развязки было снесено около 30 строений.
Собственно, поликлиника № 4 ярко показала основные тезисы транспортников, которые предупреждают о ненужности развязок в условиях городских улиц. Сама-то развязка справляется с потоками. Только остальные перекрестки — не очень. Единственное направление почти без пробок — в сторону Каштака. Наибольшие проблемы наблюдаются на перекрестке с Сибирской и дальше на остановке Дом книги. Пробки от самого Мариинского там уже давно не редкость, а привычная картина утра для тысяч человек.
Самая большая проблема развязки — она закрепила тренд на дальнейшее смещение транспортного баланса в пользу личного автомобиля. К 2021 году это привело к значительным проблемам с экологией, доступностью парковочных мест, и, в целом, деградации городской среды по всему Томску из-за попыток удовлетворить спрос на поездки по городу на автомобиле. Поликлиника № 4 стала типичным примером индуцированного спроса. То есть, сама по себе стала фактором увеличения количества автомобилей в городе. Само собой, в совокупности с продолжающейся деградацией общественного транспорта. По сути, это все элементы порочного круга автомобилизации в городе.
Тогда развязка на поликлинике № 4 стала водоразделом, который создал множество «а если». Сейчас то же самое происходит с планами по развязке на Транспортной площади.
Безопасность
Тоже оставляет желать лучшего. Недавний пример — смертельное ДТП в районе поликлиники № 4 на улице 79-й Гвардейской Дивизии. После него урбанист Илья Варламов назвал Томск «идеальным городом для смерти». Авария произошла 21 января 2021 года. Две женщины переходили дорогу в неположенном месте, и их сбила машина. Перейти по правилам они не могли — в тот день с утра подземный переход был затоплен. Происходит такая ситуация уже не в первый раз.
В итоге одна из женщин, 71-летняя пенсионерка, скончалась через несколько часов после того, как ее доставили в больницу. Позднее в группе «Регион-70» в социальной сети «ВКонтакте» появилось видео аварии. В комментариях пользователи утверждают, что у водителя не было шансов избежать ДТП.
Городская среда
Полностью убита на протяжении от улицы Яковлева до ДОСААФа. Находиться там — малоприятный опыт. Тротуары на многих участках очень неудобные.
Альтернативное мнение
Также мы пообщались с томичкой Зоей Ивановой, которая родилась и выросла рядом с Пушкинской развязкой. Женщина скорее положительно оценивает итоги ее строительства
«Я родилась на улице Железнодорожной, в начале 80-ых. Застала микрорайон до строительства развязки и после. Самое неприятное время было во время строительства. Никто не понимал, как будет выглядеть, во что выльется, вечные перекрытия движения, хотелось вообще никуда не выезжать в то время. Были мысли даже сменить район проживания, чтобы навсегда решить транспортную проблему. Теперь же из-за развязки мы добираемся примерно в три раза быстрее до разных частей города. Михайловская роща стала доступнее для жителей Иркутского тракта, родственники теперь добираются в супермаркеты и рощу на 4-ой поликлинике за 5-7 минут. Много транспорта по Комсомольскому ходит. На Каштак добираемся за пару минут.
Что касается трамвая, который сейчас не ходит больше по улице Железнодорожной. В последние годы, перед тем как разобрали ветку, трамваем пользовалось не так много жителей микрорайона. Да, можно было попасть на вокзал Томск-2. Но это актуально было только в применении к 2-3 поездам. Сейчас точно проезжает больше в два раза машин и людей, чем пользовались трамваем в данном направлении. Думаю, что еще продолжится застройка микрорайона. Увидим еще его возможности. Точно могу сказать, что после строительства развязки, жилье подорожало в этом районе. Потому что до него теперь хоть можно добраться, не тратя час на дорогу. Жители дома в Северном городке специально покупали квартиры, чтобы продать их после строительства развязки, так как стоимость жилья увеличивалась очень ощутимо».
Авторы: Алексей Козявкин, Елена Чечнева.