Александра Полянц с головой погружена в рафтинг уже более десяти лет. Влюбилась в этот вид спорта с первого взгляда, рассказала молодой педагог команде проекта «Учение с увлечением».
— Мое знакомство с рафтингом произошло в 2010 году. Мне было 15 лет, и педагог привез нас на водные соревнования. Там я увидела большие надувные лодки яркого цвета, которые не могут не привлечь внимания. В результате, шестеро девчат сели в лодку, приняли участие в соревнованиях, получили бурю эмоций. Честно говоря, я влюбилась в ощущения, которые мне подарил этот день.
— Как вы считаете, какие преимущества в жизни он дает, какие качества воспитывает? Что он принес в вашу жизнь?
— Рафтинг обеспечивает нас яркой жизнью, теплыми ощущениями. Ты попадаешь в некомфортные условия и открываешь себя с новой стороны. Приобретаешь новые силы, возможности, о которых ты даже не подозревал. Любой спортсмен, кто занимается рафтингом, экологически воспитан. Все соревнования проходят на естественных водоемах. Надо уметь организовывать свой быт на природе, чтобы не испытывать трудностей при занятии таким видом спорта. Если говорить о личных качествах, то в первую очередь вырабатываются коммуникативные навыки, а также дисциплинированность, пунктуальность, ответственность, трудолюбие. Ты положительно относишься ко всему, к чему ты приложил свои руки. Рафтинг принес в мою жизнь любимую работу. Сейчас я активно передаю свой опыт и эмоции, которые я получала в том же возрасте, в котором находятся мои ученики. Я помогаю им сделать жизнь ярче.
— Как давно вы сами были учеником или студентом? Что вам дает молодость в занятиях с детьми?
— Студенткой я была совсем недавно. В 2018 году я окончила Томский педагогический университет, отучившись на учительницу начальных классов и воспитателя в детском саду. Моя молодость заключается в моем любопытстве. Я, кажется, все еще ребенок, который интересуется происходящим вокруг. Это мне помогает в занятиях с детьми. Мне интересно смотреть, как среагируют ребята на поставленную задачу, как они ее выполнят, как они будут выглядеть в этот момент и какие эмоции они от этого получат.
— Какие правила преподавания вы используете в вашей методике?
— Мое педагогическое кредо — нужно быть примером, нужно спорить с детьми, подсказывать, направлять, слушать, а не орать, внушать свое мнение и ругать за те действия, которые они совершили. Главное, помочь им раскрыть свое «я».
Каким еще правилам Александра Полянц следует в своей педагогической деятельности — она показала в нашем видеосюжете.
— Как можно научить рафтингу? Как заразить ребенка этой страстью?
— Научить рафтингу нелегко. Нужно самому пройти эту школу- школу гребли, выживания и экстрима. И только потом браться за передачу опыта.
— Насколько раздвигаются границы мира у рафтеров? Какие навыки, с каким инвентарем дети знакомятся, насколько дорогой этот вид спорта? Каким ребятишкам он показан? Идет ли эта страсть к спорту из семьи?
— Рафтинг — это такой вид спорта, где нет границ. Наши дети начинают с Томской области. Обкатывают все речки региона, далее переходят на соседние области и края, потом уже знакомятся со всей Россией. Сначала они приобретают навык управления лодкой. Например, мы учим грести, чтобы затрачивать минимум усилий. Вид спорта затратный. Много оборудования, экипировки для качественных занятий. Это лодки, весла, каски, спецжилеты, спасательные средства, всякие чехлы, насосы. Все это должно быть всегда в хорошем состоянии. Ребятишкам этот вид спорта показан как некий вызов. Он позволяет понять, насколько ты готов существовать в экстремальных условиях, хватит ли сил и готов ли ты эмоционально.
— Какие личности вас впечатляют в этом виде спорта? Какие вы себе строите планы или как настраиваете детей на результат?
— Интересный вопрос. Мне интересно наблюдать за любым человеком, который садится в лодку. Пусть даже самым пугливым и застенчивым. Когда я пришла в 2018 году в дополнительное образование, я поняла, что надо открыть свою школу рафтинга, для того чтобы там могли заниматься и пробовать свои силы не только дети школьного возраста, но и взрослые. В моих силах показать Томску, что этим нужно заниматься, что это интересно и весело. Всегда очень сложно объяснить детям, что не надо расстраиваться, если ты пока слабее кого-то. Всегда нужно говорить им о том, что все делается не зря.
Для непосвященных в рафтинг Александра Полянц рассказала, что дает этот вид спорта взрослым и детям и почему его стоит осваивать.
— Насколько спорт сближает людей?
— Любой спорт сближает людей. Марафонцы прерывают бег, если кому-то плохо. Человечность превыше всего. У нас командный вид спорта, собирается большое число людей. Когда мы встречаемся друг с другом, знакомимся, все делятся своими ощущениями, опытом и рассказывают интересные истории. Так находится очень много друзей с разных городов.
— Вы недавно были еще учеником, как вы относитесь к своим подопечным? Как они вас называют? Связывает ли вас что-то помимо спорта?
— Я считаю, что мои ребята достойны, чтобы их ценили и любили за то, к чему они прикладывают руки. Меня они называют четко по имени: Саша, Александра. Но если не время для шуток и все серьезно, то я всегда Александра Юрьевна. У нас миллион всего общего. Мы вместе организуем отдых, выезжаем, проводим время командой.
— Как проходят ваши занятия? Зимой, как и летом, сколько времени проводите на сборах, есть ли у вас традиции какие-то?
— На занятиях все организовано по мере моей возможности и возможностей учреждения, в котором я работаю. Пока я молодой педагог, и у меня не так много снаряжения для тренировок. Я всегда подыскиваю варианты, чтобы моим детям было интересно и они не захотели отречься от этого занятия или уйти от меня с каким-то огорчением. Зимой у нас традиционно лыжные гонки. Также никто не отменял бассейн. Там вода, и мы можем спокойно отрабатывать все мельчайшие детали управления лодкой. Это полезно, здорово, классно. Также три месяца зимы уделяются соревнованиям в бассейне, в закрытых помещениях. Так что нам есть чем заняться. Рафтинг не угасает никогда. Лето — это наша самая любимая пора. Идет вода, идет поток наших сил и энергий, чтобы работать и работать. Есть свои традиции. Например, именинник попадает на сборы или соревнования. Мы будем есть большую пиццу.
— Закончите фразу: «Быть молодым педагогом – это…»
— Быть молодым педагогом — это быть самым мощным мотиватором для подрастающего поколения.
Сразу после интервью Александра Полянц отправилась со своими юными учениками на сборы. Родители со спокойной совестью доверяют детей молодому тренеру. У нее такой авторитет и такая дисциплина, что можно только позавидовать. Впереди первые спортивные достижения будущих рафтеров и главные эмоции, когда один день может задать вектор всей жизни, как это случилось у нашей героини.