«Один с домом» — проект портала Tomsk.ru, здесь мы рассказываем о проблемах жилищно-коммунальной сферы Томска, с которыми ежедневно сталкиваются горожане и жители Томского района.
Микрорайон Радонежский строится с 2015 года, здесь уже сдали 12 домов, еще четыре скоро будут принимать новых жильцов. Здесь всего две улицы с высотными домами, из окон открывается отличный вид на реку Томь, дома обнесены забором для безопасности жильцов, а до центра города 15 минут езды на любом виде транспорта. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд.
Застройкой микрорайона занимается «Томская домостроительная компания» — крупнейший строительный холдинг Сибирского федерального округа и основной застройщик домов в Томске, Томском районе и Северске.
Проблемы дома
Изначально все дома, которые появились в микрорайоне, отдали в ведение управляющей компании ООО «Уют ТДСК», она является частью большого холдинга-застройщика ТДСК. То есть застройщик строит высотки, а его филиал в лице управляющей компании обслуживает дома и помогает новым жильцам решать проблемы коммунальной сферы. Однако уже шесть из двенадцати домов отказались от управляющей организации, например, одним из них стал многоквартирник на Береговой, 17, который ввели в эксплуатацию около двух лет назад. Томичи оказались недовольны управляющей компанией и создали свой жилищный кооператив. Люди считают, что самим будет выгоднее управлять домом и оперативнее решать возникающие проблемы.
Решение
Как рассказал активист дома на Береговой, 17, Андрей Виноградов, в доме есть ряд проблем, которые управляющая компания за два года решить так и не смогла. Жильцам надоело ждать и они захотели взять управление домом в свои руки.
«Например, мы долгое время пытались добиться выполнения гарантийных обязательств — после сдачи дома в подъезде была грязная плитка на полу. Мы неоднократно обращались в УК, но никакой реакции не получили. «Уют ТДСК» просто постоянно переносила сроки, обещали то одну дату, то другую. В результате скинулись деньгами, наняли клининговую компанию и уже через несколько часов получили чистый подъезд. Также не было досок для объявлений, информацию управляющая компания вывешивала прямо на окна внутри подъезда. Это является нарушением, мы тоже пытались договориться с УК, в итоге пришлось все делать самим», — рассказал томич.
По его словам, у жильцов есть вопросы и в области траты денег.
«Была ситуация, когда повредили входные ворота. Мы посмотрели по камерам, увидели, кто это сделал, передали информацию в управляющую компанию, но они не стали разбираться, списали деньги на восстановление со счета дома. Или когда один из жильцов бросил окурок в мусорный контейнер, он у нас в виде погружных мешков. В итоге мешок сгорел, а платить за него пришлось опять жильцам дома. Хотя и тут мы нашли парня, который это сделал, узнали, кто он и где живет. В результате управляющая компания не разбирается, а списывает эти траты на жильцов», — поделился Андрей.
Председатель жилищного кооператива, который будет управлять домом уже с 1 апреля Евгения Верник, также подтвердила, что в новостройке был ряд проблем, поэтому жильцы решили уйти от УК.
«Жителей не устраивало качество оказываемых услуг. Решили самостоятельно организовать жилищный кооператив, чтобы управлять нашими деньгами и самостоятельно выбирать подрядчиков и поставщиков услуг, с которыми мы можем работать, а также тарифы, которые мы бы хотели оплачивать. Были претензии к годовому отчету — как расходуются деньги на текущий ремонт, мы были не согласны с тем, на какие виды работ эти деньги направлялись, был вопрос по тарифу за вывоз снега и другие вопросы», — рассказала Евгения.
«Проблемы нигеров шерифов не волнуют!»
По словам жильцов, управляющая компания вывешивает в подъездах подобные объявления, в надежде, что они передумают и вернутся «под крыло» «Уют ТДСК».
А что говорит УК?
Как отметил директор ООО «УК ТДСК» Валерий Бабичев, ситуация с уходом домов управляющую компанию не радует, но повлиять на нее они не могут, однако намерены пытаться вернуть жильцов под свое управление.
«Собственники имеют право создать собственное управление в доме. Чаще всего у них возникает недовольство не по текущему содержанию, больше всего вопросов по гарантийным обязательствам. Например, провалы тротуарной плитки — закончилось строительство, иногда проваливается песок и щебень, нужно восстановить. Управляющая компания обращается в службу качества ТДСК по всем этим обязательствам, совместная комиссия приходит и принимает это во внимание, а сроки решения откладываются и откладываются. Чаще так бывало, что от подрядных организаций службой качества ТДСК были зафиксированы недоделки, и сроки по ним переносились на более удобное время, а люди начинают волноваться, им нужно, чтобы было устранено немедленно», — прокомментировал Валерий Бабичев.
В микрорайоне еще строятся четыре дома, которые, по умолчанию, будут переданы в ООО «Уют ТДСК», так как без назначения управляющей компании дом не будет принят в эксплуатацию.
Чужой пример заразителен
Ситуацию со сменой формы правления в доме прокомментировал ведущий юрист в сфере ЖКХ Владимир Фурсин.
«Первые три дома создали свои жилищные кооперативы, остальные посмотрели на них, увидели, что многоквартирники содержатся лучше за те же деньги и решили последовать их примеру. У управляющей компании принцип такой — она собирает деньги ежемесячно, вне зависимости от того, есть жалобы или нет. А когда создается кооператив, он, как правило, собирает деньги на свой расчетный счет и нанимает подрядчиков для обслуживания дома. Если есть претензии, кооператив просто не платит, деньги сохраняются на счете. Соответственно, появляется финансовый контроль ситуации. Все меняется с точностью до наоборот. Если управляющей компании отдают деньги и жильцы потом бегают и просят «сделайте что-нибудь», а какой им интерес делать, если деньги они уже получили? Конечно, у них интереса нет. А при кооперативе подрядчик бегает за кооперативом — «я все сделал, заплатите». Соответственно, финансовый контроль позволяет собственникам получать услуги надлежащего качества, в нужном объеме и по оговоренной цене. Поняв это, люди уходят в кооперативы. А у управляющей компании бизнес становится под вопросом — доходы падают в разы», — пояснил эксперт.
Многоквартирник с 1 апреля переходит под управление ЖК «Береговая, 17», где жильцы уже сами будут собирать деньги и вместе решать, на что их потратить. Они уже повесили в подъездах информационные доски, создали активный совет, провели несколько праздников на радость томичам, создали службу помощи для жильцов, которые в ней нуждаются. Они не намерены отступать и будут добиваться выполнения гарантийных обязательств от застройщика.