— Здравствуйте. Вам звонят из информационного центра Томска. Мы предлагаем вам участие в одобренной программе по юридическим бесплатным консультациям. Любые вопросы: наследство, имущество…
Откуда номер нашего читателя — неизвестно. Девушка из «информационного центра» усердно спрашивает проблему, к которой юристу следует подготовиться перед «консультацией по одобренный программе». «А может, у вас имущественные вопросы? И другие юридические могут быть тоже». Вы как расскажете, приходите на консультацию в компанию «Томская Правовая Коллегия».
Галочка, ты сейчас…
Начнем с того, что «Информационного центра Томска» как организации не существует. Ни справочники компаний города, ни открытые данные реестра юрлиц в регионе не подтверждают ее существование. Информационный центр по атомной энергии в Томске есть, а тот, который предлагает разные услуги по телефону — нет. Но нам, как в рекламе плавленного сыра, говорят: «мы существуем».
Скриншот их х/ф «Иван Васильевич меняет профессию»
Как правило, такими формулировками по информированию населения, пользуются колл-центры: к ним компании обращаются за рекламой услуг и параллельно выкупают базу номеров. Очевидно, Томская правовая коллегия обратилась за такой услугой.
Как Tomsk.ru пояснили свои источники в органах власти, не существует никакой «одобренной» властями программы по бесплатным юридическим консультациям у коммерческой организации в Томске. Видимо, «сам придумал — сам сделал».
Редакция позвонила по номеру телефона, указанному в данных о «коллегии»: там пояснили, что информирование по телефону о программе с бесплатной консультацией действительно идет, но как рекламная кампания. Томичей приглашают на «знакомство» с юристом, а дальнейшая работа уже идет в формате заказчик-исполнитель, — платно.
По сути, компания под видом специальной программы, «одобренной», приглашает на бесплатные консультации. Как заверили в правовой коллегии, упорные вопросы про предмет консультации задают только для того, чтобы в компании определили юриста по нужному для клиента направлению, и он смог подготовиться более предметно.
На вопрос, откуда личный номер, в «коллегии» пояснили, что это номера телефона «общегородской базы номеров», и что они находятся в доступе, ведь вы могли где-то «оформить скидку, купон, карточку в магазине».
Как пояснили tomsk.ru в региональном управлении Роскомнадзора, сам по себе телефонный номер без дополнительной информации не является персональными данными, и если рекламораспростренитель не обращается к вам по имени, то официально здесь не найдется нарушений в сфере персональных данных. Что касается «общей городской базы номеров», в ведомстве уточнили: как правило, в таких случаях это может быть уловкой со стороны рекламодателя, осуществляющего звонки методом случайного подбора номера. В так случаях Роскомнадзор направляет обращения граждан в УФАС на проверку уместности рекламного объявления/обращения.
По факту, у многих пользователей возникает вопрос, а что за «программа», да еще и «одобренная»? Но у пожилых формулировка «одобренная программа бесплатной юридической консультации» может ассоциироваться с гарантией от властей, что здесь — неправда. И тут реклама горазда вводить в заблуждение.
Скриншот их м/ф «Малыш и Карлсон»
Мне звонят и говорят о разных программах/предложениях. Я не давал этим компаниям номер. Что делать?
Давайте разберем некоторые методы борьбы с «телефонными грызунами». Мы сейчас говорим именно про звонки. Смс, почтовый спам и прочее — обсудим после.
Просим и настаиваем убрать номер из «базы»
Такие звонки регламентируются статьей 18 «О рекламе» и статьей 15 Закона №152-ФЗ «О персональных данных»: звонки и смс такого толка допустимы, если вы дали согласие на получение такой рекламы. Те, кто рассказал редакции об этих звонках, такого согласия юридической компании не давали. Да, действительно номер телефона может оказаться у рекламодателя, если вы оформляли анкеты, карточки, или заполняли данные на сайте этого рекламодателя, но с «коллегией» наш читатель этого не делал.
В таких случаях распространитель рекламы обязан сразу же прекратить такую рекламу по первому вашему требованию.
Можно заморочиться и пожаловаться на такую рекламу
Юристы в разговоре с tomsk.ru отметили, что к сотовому оператору за решением такой проблемы обращаться бесполезно, а лучше с жалобой обратиться сразу в Роскомнадзор, согласно статье № 152-ФЗ «О персональных данных», но только если к вам обращаются по имени/отчеству. В других случая Роскомнадзор перенаправляет жалобу в УФАС, также вы сами можете обратиться к антимонопольщикам.
Антиспам-приложения
Еще сейчас есть ряд программ, которые автоматически блокируют нежелательные «спамные» звонки, типа «Не звони мне», или определитель номера и защита от спама Яндекса и другие. Но этим программам, в свою очередь, тоже придется расшаривать много личной информации, в том числе телефонную книгу ваших контактов. Есть еще вариант: вносить нежелательные номера в «черный список» вашего телефона.
Немало сейчас нежелательных рекламных звонков, а на такие действия найдутся и противодействия. Понятно, что бумажная волокита с обращениями в ведомства гораздо трудозатратнее, чем установка программы, или «черный список» в пару кликов. Беспокоит тут больше возможность мошеннических действий, или слишком доверительное отношение пенсионеров к «одобренным программам». Об этом мы можем поговорить в следующих материалах. Пишите комментарии, насколько актуальна тема, поступали ли вам уже подобные звонки с юридическими программами?