Выпускникам Томского государственного университета открываются широкие возможности. За свою 140-летнюю историю вуз выпустил огромное число специалистов высокого класса. Многие из них нашли себе применение за границей, но немало и тех, кто решил строить карьеру в России. В нашем проекте «Университет без границ» мы рассказываем истории людей, окончивших ТГУ и оставшихся в России. Все они добились определенных успехов, и свою роль в этом сыграла их альма-матер.
Екатерина Столярова — российская спортсменка, член олимпийской сборной команды России по фристайлу на Олимпиаде в Ванкувере (2010). Сейчас девушка находится в декрете с двумя детьми, но спортивная жизнь не отпускает ее до сих пор.
Девушка родилась в Москве, все детство провела в Пермском крае. Родители Екатерины были тренерами, поэтому любовь к спорту прививался девочке с самого детства. С малого возраста она уже каталась на лыжах.
В какой-то момент начались проблемы в тренировочном процессе. Встал вопрос о переезде. Родители Кати решили, что нужно ехать в Томск – там долгое время была сильная школа по фристайлу.
В 9-м классе Екатерина переехала в Томск, отучилась в 18-й гимназии до 11-го класса. А когда окончила школу, в ТГУ открыли первый набор на факультет физической культуры.
Схватывание на лету и учеба по индивидуальному графику
На момент поступления у девушки уже были высокие спортивные результаты. И она понимала, что будет учиться «набегами», почти не будет сидеть на парах, сдавать вовремя все экзамены. В учебе придется идти по индивидуальному графику. В принципе, так и вышло.
За первый курс, как признается Екатерина, она успела достаточно посидеть на парах, поучиться, познакомиться с преподавателями, а потом уже начала активно выступать. Практически все годы сентябрь-октябрь, апрель-июнь девушка была студентом и активно училась. Остальное время — тренировалась, приезжала, сдавала сессии, уезжала. Все приходилось усваивать на лету.
«Всех преподавателей по основным дисциплинам я помню. Очень приятно было общаться с Ерофеевой Аллой Борисовной — она всегда помогала мне и поддерживала. Шилько Виктор Генрихович и Капилевич Леонид Владимирович, мой дипломный руководитель, всегда шли мне навстречу. Леонид Владимирович всегда уведомлял всех преподавателей, чтобы мне давали индивидуальные занятия – по итогу я быстро «закрывалась» в кратковременные приезды», — вспоминает Екатерина.
Девушка благодарна, что на первом курсе были основные общеобразовательные дисциплины, например, «вышмат». Екатерина вспоминает, как у многих были хвосты по математике, а ей приходилось приезжать и сдавать все оперативно. Было сложно, но преподаватель все индивидуально объясняла студентке.
«И получилось так, что я закрыла математику на пятерки, хотя по натуре совсем не технического уклона», — с улыбкой говорит Екатерина.
Высокие результаты = новые знания
Все знания, которые Екатерина получала по основным дисциплинам в ТГУ, помогали ей в спортивной жизни. Она теоретически ими подкрепляла себя на тренировках, знала свое тело, могла на одном языке разговаривать с тренерским составом.
«Со временем у нас в расписании появлялись предметы, которые подкрепляли мою карьеру. И когда я приезжала на сессии, могла не знать точных определений, формул, потому что не было времени на зубрежку. Но я могла на примере своего результата в спорте рассказать о каком-то процессе простым языком. Преподаватели были благосклонны в этом вопросе, за что им огромное спасибо», — заявляет Екатерина.
Эта взаимосвязь сопровождала девушку на протяжении всего обучения. Спорт помогал учебе, учеба – спорту. Екатерина честно признается, что на тот момент она не ставила первостепенно учебу, потому что вкладывалась в более значимые результаты в спорте. Это помогало получать новые знания.
Победы, сессии и снова победы!
Самый значимый первый результат, который достигла Екатерина, — выиграла юниорское первенство мира в 2006 году. И сделала это в достаточно непростой борьбе.
«Помню, когда вернулась в университет, меня и награждали, и поздравляли. А на следующий год я второй раз выиграла это первенство. И по итогу двух юниорских чемпионатов мира ТГУ наградил меня медалью за заслуги перед университетом», — с гордостью вспоминает спортсменка.
А после выступления на олимпийских играх в 2010 году Екатерина уже получила награду от вуза – золотой значок, который является значимым для нее. Девушка защищала страну и университет в том числе.
«Мировые соревнования — это совершенно другой уровень. По проведению, по стандартам. Так, международные соревнования должны быть идеалом, а российские соответствовать им. Единственное, я считаю, мы не дотягиваем по материально-технической базе. Но принцип соревнований сохраняется всегда: выступления по таким же форматам. Уровень страны, Европы и мира – это колоссальная разница», — признается девушка.
Со спортсменами из других стран Катя общалась много, но об образовании разговоров было очень мало.
«У них это по-другому воспринимается. Когда я окончила университет, после Олимпиады, я приезжала, а мои сверстники учатся в школе. Поэтому стыковки не происходило. У меня недопонимание в их системе, у них – в нашей. Тебе 20 с небольшим, ты уже из университета, а он – в школе учится. Как это? Но по знаниям – они не все идут учиться в физкультурную сферу и часто получают другое образование. Это им не мешает работать после в сфере спорта», — говорит Екатерина.
Лайфхак: как не посещать пары, а по итогу получить 5 за экзамен
Из группы Екатерины на соревнования ездили футболисты, и Сергей Куц выступал в плавании. Группа была небольшая – в районе 25 человек, окончили 16. Все друг с другом общались, посещали праздники ТГУ все вместе.
«Понятно, что не все закадычные друзья были, но общаться – общались. Сейчас в основном мы в разных городах. Несколько лет назад состоялась встреча выпускников, но меня на ней не было, к сожалению», — говорит выпускница.
«Помню один забавный момент из университета. Я приехала сдавать «вышмат», и мне нужно было закрывать все прошедшие контрольные, чтобы получить оценку за год. Сдала одну – получила 5, а на второй завалилась, никак не смогла ее сдать. Параллельно была еще третья контрольная, я ее писала уже со всеми на паре. Дальше уже пошла следующая тема, и, когда мы ее прошли, я все еще не закрыла долг по второй злополучной работе, напомнила преподавательнице о ней. Она сказала: «Не распыляйся пока, сдашь это, а дальше посмотрим». Я ей сдаю эту четвертую работу, и она мне говорит: «У тебя две 5, если за четвертую контрольную 5 – то долг прощен. Я получила 5 и так и не сдала эту вторую контрольную. В итоге годовая оценка у меня — 5. Причем 5 получили только двое — девушка, которая ходила на все пары, и я, которая пропустила почти весь семестр», — с улыбкой вспоминает Екатерина.
Ванкувер был тоже во время учебы. Девушке сложно давалась учеба после полноценного сезона, причем достаточно боевого. Сидела, днями и ночами все учила, все билеты к ГОСам. Писала диплом параллельно, хорошо, что тема работы была непосредственно по специальности – по фристайлу.
«Еще был такой забавный момент: преподавателю по лыжным гонкам нужно было провести урок по фристайлу. Он в шутку спросил у меня: «Может быть, ты проведешь этот урок?» Я предложила провести пару в формате блиц-опроса: преподаватель мне задавал вопросы, а я отвечала на них здесь и сейчас. Так и сделали. Это был диалог – у преподавателя план-конспект в руках, а на определенных точках он спрашивает меня: так ли это, какие-то поправки внести просил или более обширно рассказать», — признается Екатерина.
Опять по новой: открытия в спорте после принятия
«Я не выбирала фристайл», признается девушка. Родители Кати посвятили себя этому виду спорта, и выбора у нее особо не было. В детстве на спортивной базе были только горные лыжи и санный спорт. Горные лыжи сразу показались спортсменке неинтересными. В санный спорт ни комплекцией, ни желанием девушка не подходила. В летние — даже не вникала.
«Сейчас уже могу сравнить – есть виды, которые мне нравятся, каждый по-своему интересен. Но во фристайле сейчас есть гораздо больше дисциплин, чем тогда, когда начинала я, они все разные, полноценно могут развивать организм человека с разных сторон – и силовые, и координационные, и скоростные. Ты должен пройти всю базу, чтобы достичь высоких результатов. Этим он и интересен», — говорит Екатерина.
После выпуска Екатерина готовилась к Олимпиаде в Сочи – полностью время было предоставлено тренировочному процессу. Но к соревнованиям получила небольшую травму, восстанавливалась, пропустила международный сезон. Нервов ушло столько, чтобы попасть на Олимпиаду, а выступление тоже получилось в итоге не очень удачным.
«И после Олимпиады я сказала: «Все! Надоело!» Гонка за результатом для себя, для страны — выматывающий процесс», — вспоминает спортсменка.
Девушка вышла замуж. Еще на Олимпиаде поняла, что хочет семейной спокойной жизни. И долгое время к спорту не имела никакого отношения. Екатерина сидела с ребенком дома, муж стал тренером сборной по другой дисциплине.
«Потом у меня случился кризис, я поняла, что ничего не умею, кроме спорта. Тогда и решила вернуться в спорт. И, не стояв три года на лыжах, вернулась в сборную, выиграла чемпионат страны, поехала на кубки мира, по итогу всех отборочных к Олимпиаде — отобралась и поехала на корейскую Олимпиаду. В этом всем я поняла, в чем мои преимущества и как себя ощущать мамой. При этом надо оставаться человеком, который умеет находиться в обществе, потому что это уже не спорт», — признается девушка.
Екатерине пришлось пройти снова через спорт, чтобы понять, как идти дальше, и спокойно ощущать себя среди людей. Второй раз, когда она стала мамой, все далось ей намного проще к принятию. Сейчас девушка занимается детьми, при этом выезжает на российские соревнования и выступает на них в роли судьи. В декрет уходила как спортсменка, в составе ЦСКА в Москве.
Девушка с семьей живет в Сочи, работает тренером в Центре олимпийской подготовки.
«Я не знаю, как учатся настоящие студенты»
Екатерина признается, что за все годы, которые каталась, ей сложно сказать, как учатся настоящие студенты.
«Но в любом случае, как бы ни проходило твое обучение, самое главное — понимать, какие знания тебе нужны больше, и получать их. Я пришла на факультет физкультуры – и этими знаниями я пользуюсь до сих пор», — подытоживает героиня нашего выпуска.
Если человек пришел в вуз за знаниями — нужно получать их. Но только те, которые ему действительно интересны. Сейчас Екатерине в жизни пригождаются больше университетские знания, чем навыки из старших классов школы.