Ну уж слишком много воды утекло с 2017 года, когда мир увидел первую, театральную версию «Лиги справедливости», которую после увольнения Зака Снайдера снимал режиссер первых двух частей «Мстителей» Джосс Уидон. Тогда фильм стал полноценным провалом, многие критики обвиняли кино в том, что оно представляет из себя самое настоящее чудовище Франкенштейна. В нем место нашлось и классическому юмору Marvel, и остаткам видения Зака Снайдера, и глобальным пересъемкам, и ужасной компьютерной графикой, из-за которой Усы Супермена — это мем на долгие годы вперед.
Таким образом, все планы на полноценную киновселенную DC, сиквелы «Лиги Справедливости», общий концепт и мрачная эстетика Снайдера отправились в мусорное ведро, после которых вышли более теплые по тону и легкие по настроению «Шазам!» и «Аквамен». Казалось бы, ситуация бесповоротная и фатальная, ведь в 2018 году конкуренты из Marvel выпускают главный свой хит «Мстители: Война бесконечности», что ставит крест на каком-то интересе к фильмам по комиксам DC. Но примерно в то же время начали ходить слухи о существовании в архивах Warner Bros. режиссерской версии «Лиги справедливости» Зака Снайдера, так называемого «Снайдерката». И вот спустя долгое время в 2021 году в цифровой релиз выходит совершенно другая «Лига справедливости», которую до ума довел сам Снайдер. Стала ли она лучше или фильм не спасти ни концептуально, ни технически? Обо всем по порядку.
Сюжет фильма начинается там же, где кончается «Бэтмен против Супермена», Кларк Кент умирает, а предсмертным криком пробуждает древние механизмы зла, Материнские Ящики, на зов которых на Землю приходит Степной Волк, сверхъестественное существо из глубокого космоса, бывший вассал Дарксайда, тирана и местного аналога Таноса из «Мстителей». Степной Волк намерен объединить три Ящика, чтобы уничтожить жизнь на Земле и призвать Дарксайда. И теперь Бэтмену, он же Брюс Уэйн, необходимо собрать команду героев, которая способна противостоять такому действительно серьезному злу.
В целом, завязка картины напоминает все тех же первых «Мстителей», где Ник Фьюри половину фильма собирал между собой команду, отправляя ее на сражение с Локи, который на тот момент служил Таносу, а цели последнего известны всем. И все бы выглядело примерно так же, стандартный, без особой задумки тим-ап, где хорошие снова побеждают, а плохие проигрывают. Но мы тут говорим о Заке Снайдере. Его авторский стиль — это делать даже из самых простых историй настоящее визуальное пиршество, наполненное библейскими отсылками, мрачным окружением и безумным количеством слоу-моушна.
Миры Снайдера не имеют ничего общего с реальностью, они гротескные, мрачные, в них форма превалирует над содержанием. В первую очередь бросается тягучая и по-своему титаническая картинка, а уж потом люди начинают следить за сюжетом. Да, таков его визуальный стиль, так Снайдер рассказывает истории, но в этом и кроется проблема «Лиги справедливости». Если «Аквамен», «Чудо-женщина» и даже «Шазам!» также не оставляют в стороне визуальное повествование Зака, то их истории показывают обычных и даже в какой-то степени приземленных людей, даже если они являются супергероями.
В «Снайдеркате» случился откат назад. Герои Снайдера — это боги, смертные, бессмертные — все они божественные существа, со свойственными им думами и проблемами. История не похожа на спасение мира от внешнего врага или сплочения команды необычных людей перед общей угрозой, она больше напоминает зубодробительный и без намека на юмор или легкость эпос, тяжелый и непомерно серьезный. Однако кроме ощущения надуманной серьезности и излишней претенциозности, Снайдер ничего не может предложить своему зрителю. Невозможно сопереживать персонажу, если он не выглядит как обычный человек. Да, можно сказать, что вся супергероика основана на том, что мы следим за историями необычных людей и сверхъестественных сущностей. Но почему-то Джеймс Ганн заставил нас сопереживать говорящему еноту, а братья Руссо смогли заставить задуматься о мотивации уничтожить половину Вселенной руками безумного Таноса.
«Снайдеркат» всей своей сутью напоминает «300 спартанцев», которых снял все тот же режиссер. Это эпос о богах и полубогах, где уровень повествования выводится на очень высокие темы, рассуждать о которых полезно и нужно, но они не откликнуться во всех, потому что слишком сложно ассоциировать себя с безупречными и бессмертными героями, у которых даже своих страстей нет. Такой подход разрывает процесс погружения в картину, оставляя лишь визуальную составляющую. И это обидно, ведь можно было сделать более человечный сюжет.
Кстати о нем. К чести Зака Снайдера должен признаться, что по сравнению с версией Уидона, сюжет наконец-то обрел закономерную форму, где логика на месте, персонажи мотивированы и раскрыты. В этом плане фильм получил то, что заслуживал. Не рваное повествование и рояли в кустах, а постепенное подведение происходящего к финальной точке, где все ружья выстрелили, и каждый оказался на своем месте. Впрочем, за четыре часа хронометража режиссерской версии «Лиги» было бы непростительно не починить то, что было объективно сломано.
«Лига справедливости Зака Снайдера» — это ни в коем случае не плохой фильм. В нем невероятной красоты визуальная составляющая, полностью оконченная история, культовые персонажи вроде Бэтмена, Флеша и Аквамена вместе на большом экране. Но из-за особого видения Снайдера, хорошим фильм тоже не назовешь. Режиссер, очевидно, заигрывается с образами Христа в лице Супермена, сгущает темные краски на фоне, превращая Метрополис или Готэм-Сити в нереалистичное, как будто бы увиденное в чьем-то сне место, где разгуливают полубоги без слабостей, страстей и возможности им сопереживать. Эстетика в этом случае победила, убив всех героев в этом эпичном эпосе. Кому-то такое может понравиться, кому-то категорически нет. Но отрицать важность «Снайдерката» для массовой поп-культуры, его прецедент с точки зрения производственного процесса — все это очень сложно и не стоит.
Если вы фанат Снайдера и таких его работ как «300 спартанцев», «Хранители» и «Запрещенный прием», то смотреть без каких-то сомнений. Всем остальным — на свой страх и риск.