Нарушение двухнедельных сроков по летним раскопкам неизбежно, а высокие платежи за отопление в сентябре — это норма. Об этом и многом другом замдиректора ТомскРТС Иван Ющенко рассказал на прямом эфире по вопросам формирования и составляющих тарифов за коммунальные услуги. Он состоялся в паблике администрации Томской области в социальной сети «ВКонтакте». Мы подготовили ответы на самые интересные вопросы, которые эксперты и пользователи «ВКонтакте» задали Ющенко.
Рост тарифа
— Рост тарифа связан со многими причинами. Мы — отрасль, которая не находится в отрыве от всей системы жизнеобеспечения: есть инфляция, она затрагивает покупку топлива и материалов, есть увеличение затрат на ремонт, есть проблема ветхости сетей. Невозможно сказать в одном предложении, почему растут тарифы. Более детальный разговор об этом — предмет другой дискуссии.
Расходы на топливо в тарифе за отопление — 36 %.
Структура топлива в отопительной системе Томска — 24 % кемеровского угля и 76 % газа.
Летние раскопки и аварии
— В своем докладе и презентации Вы указали, что из средств, заложенных в тариф на отопление и горячую воду за последнее время ТомскРТС существенно увеличило количество ремонтируемых наружных сетей в течение одной ремонтной компании. При этом, летний период 2020 г. ознаменовался тем, что потребители в связи с текущим ремонтом сетей были лишены горячей воды на 2-3 месяца, а не на 14 дней, как это предусмотрено СанПиН. Вопрос: может следует не количество ремонтируемых сетей увеличивать, а качество ремонта?
— Нужно разделять плановые, капитальные ремонты и реконструкцию тепловых сетей. Если мы рассматриваем плановый ремонт и реконструкцию, то в этом случае невозможно даже по технологии уложиться в двухнедельный срок. Когда мы формируем графики отключения, то изначально пытаемся до жителей донести реальные сроки отсутствия у них горячей воды. Если занимать популистскую позицию — 14 дней и не более — то тогда и в Томске мы не будем развивать энергетику
Проблема нарушения 14-дневных сроков, действительно, есть. Со своей стороны мы предпринимаем усилия, чтобы оптимизировать сроки отсутствия горячей воды. У нас есть система секционирования, когда мы запитываем дома, которые потенциально длительное время останутся без горячей воды, по резервным схемам. Но все же во всем городе мы 14 дней отключения обеспечить не можем, это утопия.
Расчет нормативных теплопотерь
— В тарифе заложен один миллион гигакалорий потерь. Прокомментируйте, пожалуйста, эту цифру и поясните, чем отличаются нормативные теплопотери от фактических?
— Нормативные потери считаются по специальным методикам. Учитывается диаметр, технические характеристики тепловых сетей, результаты испытаний, которые мы проводим тоже в соответствии с методиками. Затем мы защищаем эти нормативы в Минэнерго и получаем их величину. Именно эта величина является базовой при установлении тарифа.
Все сверхнормативные потери, когда вода иногда вытекает на рельеф, устраняются за наш счет и не включаются в тариф жителей.
Чтобы объяснить один миллион гигакалорий потерь нужно обратиться к ветхости сетей, к динамике повреждаемости сетей, которая растет с каждым годом. Чтобы сократить потери, нужно вкладывать в развитие тепловых сетей большие суммы. Каждая компания сама защищает свои показатели по теплопотерям, общероссийского норматива нет. Мы проводим испытания. Их результаты распространяются на аналогичные участки с такими же характеристиками. Это кропотливая и долгая работа. Затем эти показатели мы защищаем в Минэнерго.
Увеличение платежей за отопление в сентябре
— Какие меры будет принимать ТомскРТС по осенней ситуации, когда суммы в платежках жителей за отопление в сентябре резко увеличились?
— Раньше у нас нормативы устанавливались городской думой и корректировались ежемесячно. С тех пор много раз изменилось федеральное законодательство. С декабря 2019 года областной департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора утвердил новые нормативы, которые не подлежат корректировке. Жители платят либо по 1/9, либо по 1/12.
Действительно, в сентябре была определенная ситуация, когда жители столкнулись с тем, что у нас новые нормативы. На самом деле, у нас информационная кампания проводилась не раз. Понятно, что в сентябре, когда относительно тепло, человеку кажется, что получает за отопление много. Когда в декабре он получает ту же сумму, что и в сентябре, ему кажется, что это нормально. Мы, естественно, сделаем выводы из этой ситуации и будем больше заниматься просвещением населения, чтобы такой информационной волны не было.
Ранее мы рассказывали, что огромные начисления за отопление в Томске признали техническим сбоем. Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области тогда обязал компанию «ТомскРТС» провести перерасчет начислений за отопление за сентябрь. Кроме того, как поступить в такой ситуации, советовали эксперты.
P.S. Из-за плохого качества связи некоторые вопросы нам пришлось восстанавливать по отдельным словам. Допускаем, что эксперты могли задавать их шире.
Напомним, ранее депутат гордумы Владимир Самокиш в своем телеграм-канале рассказал, из чего складывается тариф за отопление.