К российскому поэту Игорю Иртеньеву намертво приклеилось прозвище «правдоруб». Когда-то его так окрестил Виктор Шендерович. В Томске Иртеньев дал два концерта, попутно рассказав журналистам о кризисе сатиры, современном телевидении и других вещах.
В свое время можно было ежедневно видеть Иртеньева на экране НТВ в популярной программе Виктора Шендеровича «Итого». Сейчас «поэт-правдоруб» на телеэкране мелькает редко. Правда, с теми, кто там сейчас мелькает часто, сам Иртеньев вряд ли захотел бы расположиться на одном гектаре. Подробнее об это он поведал журналистам на пресс конференции, прошедшей в «Интерфаксе».
— Сейчас как сатирик я не существую. Строго говоря, с разгона НТВ сатира выведена у нас за рамки общественного поля. По определению политическая сатира не может быть на службе у власти. Иначе это не сатира, а просто массаж глотки.
— Сатиры кризис коснулся раньше, чем экономики. Ее жизненное пространство начало сужаться, когда методично стали убирать с НТВ передачи Виктора Шендеровича. Сначала «Кукол», за ними «Плавленый сырок», «Итого». Потом мы работали с ним на канале, который вещает на ближнее зарубежье, а затем вместе на «Эхе Москвы». Но там передачу не закрывали, она сама закрылась за неимением ярких персонажей, о которых можно было писать и говорить. Вспомните – раньше один Виктор Черномырдин чего стоил! Какой кладезь замечательных выражений. Был еще такой безумный депутат Марычев в красном пиджаке – каким петухом он в Думу входил! Был Василий Шандыбин – бесконечно ему благодарен за его цельность могучую, за его блестящую лексику. Сейчас остался только Жириновский, но он сдулся, сильно подустал. Так что, зачем изо дня в день одно и то же перетирать? У нас сейчас совершенно заасфальтированное пространство – тут особо не разбежишься, не покритикуешь.
Среди молодых ребят на сегодняшнем ТВ Иртеньев выделил участников программы «Прожектор Пэрис Хилтон». Правда, отметил, что это сатира в рамках дозволенного.
— Они могут замечательно смеяться над эстонцами, грузинами, но первые лица государства у них не могут быть объектом шуток. Легчайшее подкалывание «Единой России» – невозможно.
Между тем, по словам Иртеньева, и общество не проявляет интереса к политической сатире. Что жаль, ведь сатира – мощный инструмент воздействия гражданского общества на власть.
— Не спрос рождает предложение, а предложение рождает спрос. Если чего-то в природе не существует, почему на этот счет должен быть спрос?
Сам Игорь Иртеньев сейчас печатается в московском издании «Газета», а также в «Газете.ру» и на портале «Грани.ру». Напомним, что пика публичной популярности он достиг в девяностые годы. Он автор 15 поэтических сборников («Повестка дня», «Елка в Кремле», «Антология сатиры и юмора России ХХ века» и др.), член Союза писателей Москвы и ПЕН-клуба, лауреат премии «Золотой Остап», обладатель профессионального приза Союза журналистов России «Золотое перо».
Отвечая на многочисленные записки зрителей, Игорь Иртеньев рассказал о любви и семейной жизни, о своем отношении к последним громким скандалам и о том, почему он не стесняется использовать в своих стихах ненормативную лексику.
— Мат – неотъемлемая часть русского языка, – говорит он. – Употреблять его можно по-разному, и он будет разный. Одно дело, когда идут пэтэушницы на улице и… через каждое слово. Другой вопрос – употребление в художественном тексте. Когда, кто и где вставил мат – очень важно.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: fotki.yandex.ru, afisha.westsib.ru