Fitch Ratings подтвердило следующие рейтинги компании Казахстан Темiр Жолы (далее – «КТЖ»): долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной валюте и приоритетный необеспеченный рейтинг на уровне «BBB». Прогноз по долгосрочному РДЭ – «Негативный».
Рейтинги КТЖ увязаны с суверенным рейтингом в соответствии с методологией Fitch «Взаимосвязь между рейтингами материнской и дочерней компаний». Рейтинги отражают тот факт, что эта железнодорожная компания, 100% акций которой находится в собственности государства, имеет стратегическую значимость для Казахстана с учетом площади страны, отсутствия выхода к открытым морям и неразвитой дорожной инфраструктуры. В 2006 г. группа обеспечила 1,8% ВВП Казахстана. Кроме того, рейтинги отражают государственное участие в процессе установления тарифов через Антимонопольное агентство.
Рейтинги учитывают тот факт, что КТЖ, как ожидается, сохранит позиции основного поставщика услуг по железнодорожной инфраструктуре, а также будет занимать доминирующую долю рынка (не менее 50%) обеспечения локомотивов и подвижного состава для грузовых перевозок по завершению реформирования железнодорожной отрасли.
По мнению Fitch, у КТЖ сильные финансовые позиции. В 2007 г. группа имела показатель маржи EBITDA на уровне 22,3%, а общий и чистый левередж составлял 1,3x и 0,3x соответственно. По этим показателям КТЖ имеет благоприятные позиции относительно международных сопоставимых компаний с медианным показателем маржи EBITDAR в 29,3% и чистого левереджа в 4,1x.
Также рейтинги обусловлены масштабной инвестиционной программой группы на 2008-2012 гг. в размере 1 199,6 млрд. тенге (9,9 млрд. долл.), финансирование которой зависит от ожидаемых повышений тарифов. Fitch отмечает, что давление на финансовые позиции компании возможно при политическом вмешательстве в объективный механизм установления тарифов и, как следствие, менее значительном, чем полагалось, повышении тарифов.
Рейтинги принимают во внимание и ожидания агентства относительно осуществления запланированных государственных субсидий убыточного пассажирского направления деятельности КТЖ, на которое распространяется перекрестное субсидирование за счет сегмента грузовых перевозок. Прогнозируется, что субсидии будут полностью покрывать убытки от пассажирских перевозок к 2011 г.
«Негативный» прогноз отражает прогноз по суверенному рейтингу, присвоенный 17 декабря 2007 г.
КТЖ осуществляет эксплуатацию железнодорожной сети Казахстана, предоставляя услуги грузовых и пассажирских перевозок. Грузовые перевозки обеспечивают основную часть выручки (84,8% в 2007 г.) и операционной прибыли группы (58 млрд. тенге, или 473 млн. долл.), в то время как пассажирские перевозки в 2007 г. обеспечили 12,3% выручки и являлись неприбыльным сегментом деятельности (операционные убытки составили 16,5 млрд. тенге, или 138 млн. долл.).