Источник фото: Tomsk.ru
Актуальное

В Азии уже раскупили: как в Томске производят инновационную косметику с ксеноном

16:00 / 26.02.21
3776

Рассказываем, чем она хороша и где ее разрабатывают

Мы в социальных сетях:

Разработать косметику в вузе, улучшить ее с помощью инертного газа и вывести на мировой рынок. В Томске удалось реализовать такую идею. В лаборатории биохимии транспортных систем ТГУ создают косметику с добавлением ксенона. Обычно его используют в медицине для наркоза и анестезии. Оказалось, что он может улучшить еще и косметику для лица. Tomsk.ru побывал в лаборатории и узнал у ее заведующего Александра Верховского, как разработать крем с улучшенной формулой, и чем крем для сибиряков должен отличаться от корейской косметики.

От анестезии и ингаляций — в крем

Ксеноном Александр, как биохимик, заинтересовался еще в 2007: вместе с реаниматологом Михаилом Шписманом они открыли кабинет лечебного наркоза. Для ингаляций использовали ксенон. Это – дорогой газ, но он не дает побочек, тонизирует и ни с чем не соединяется в организме. Позже Верховский стал изучать, как с помощью ксенона улучшить жидкие мази и кремы.

Ксенон позволяет веществам лучше и быстрее проникать в глубокие слои кожи. В мире этого не делает никто. В лаборатории биохимии транспортных систем ТГУ изучают, как ксенон действует на кожу, как работает в окружении других компонентов. Всего там — 4 сотрудника, над кремом работают двое: сам Александр Верховский и старший научный сотрудник Евгений Петров.

Как уточнил Александр, использовать ксенон можно как в косметике, так и в лекарственных средствах. Второе сложнее. Для лекарств существуют свои противопоказания, а вот если косметика вызовет раздражение – это крах бизнеса.

Производим косметику: от «вешалки» до премьеры

Косметическое средство начинается… с маркетологов. Именно они говорят, какое средство сейчас востребовано. Например, омолаживающий крем. Ученые подбирают компоненты, разрабатывают формулы, изучают литературу и новые компоненты, которые предлагают поставщики. Сейчас на волне — органика, поэтому и сырье для качественной косметики должно иметь сертификаты, например, COSMOS ORGANIC.  

Когда компоненты подобраны — ученые составляют рецепт, состав. В этом стаканчике на водяной бане в 70 градусов готовятся 100 граммов эмульсии. Разработчики смотрят, насколько она стабильна, как пахнет, какую текстуру имеет и как ложится на кожу. Активные компоненты добавят после, чтобы сохранить их свойства.

 Основной состав тестируют на специальных приборах для изучения трансдермальной диффузии. Наносят состав на искусственную кожу — круглые мембраны, которые используют разработчики косметики и лекарств по всему миру. После с пластинок берут пробы из камеры с фосфатным буфером. Так ученые видят, сколько действующего вещества прошло через мембрану и насколько оно способно к диффузии. Методика, которую используют в ТГУ требует определенных навыков.

Крем готов… но не для продажи. Его раздают испытуемым, кто хочет испробовать на себе новый продукт. Качественное косметическое средство должно быть гипоаллергенным. Состав подбирается так, чтобы не было нарушений кожного покрова. 

Теперь средство можно выпускать в серию, начинать промышленное производство и продвижение. Косметику с ксеноном производит компания «Ксенон-космецевтика» в особой экономической зоне. 

В Азии — отбеливание, В России — омоложение

Линейка средств с ксеноном получила название Aleexe. Ее разрабатывали в течение нескольких лет. Сейчас это 5 кремов разного действия: антивозрастное, увлажняющее, восстанавливающее и два продукта анти-акне. Первой стала отбеливающая косметика, она нашла покупателей в странах Азии: Вьетнаме, Малайзии, Индонезии.

 «Я этой темой занимался еще в Китае – она была актуальна. Рецептуру начинали там, продолжили здесь с ксеноном. Спрос до сих пор есть», — рассказал Верховский.

Интересно, что азиатский рынок остается основным, где реализуется косметика томичей. В России в розничной продаже этот крем невозможно найти: партии выкупают и выставляют на маркетплейс Wildberries, и россияне могут приобрести косметику с ксеноном только через перекупщиков. Как ранее заявлял Александр, себестоимость крема — 12$, причем в странах Азии его готовы покупать по цене гораздо выше: за инновационный состав, наличие сертификата и причастность к разработке ТГУ.  В Россию пока эта тенденция заходит медленней.

Для борьбы с акне лаборатория создала два средства: крем с более интенсивным действием с маслом чайного дерева, мануки и тимолом. Также более мягкий, увлажняющий крем-гель с гиалуроновой кислотой, пантенолом, хитином, серой и таволгой. Их разработчики рекомендуют применять в паре.

На российский рынок запустили антивозрастное средство. В составе — пептиды, аналогичные токсинам Храмовой Гадюки и Морской Конической Улитки. Эти миорелаксанты расслабляют кожу, сглаживая «гусиные лапки». Ксенон усиливает их действие, также сам является анестетиком и снимает отечность.

У лаборатории есть несколько поставщиков активных компонентов для крема. Каждые 2-3 месяца появляются новые, улучшенные ингредиенты от компаний-производителей сырья. Например, это кедровое масло, гиалуроновая кислота, церамиды, пантенол.

О популярной корейской косметике

Как отметил Верховский, косметика по свойствам должна отличаться для людей разных рас из-за особенностей кожи.

«Когда я работал в Китае, предложил им сделать антицеллюлитное средство. Так девушки на меня посмотрели и спросили: «А что это такое?». У них кожа плотная, такой проблемы, как целлюлит, не существует», — поделился биохимик.

Бум корейской косметики, который у нас продолжается несколько лет, также может не быть полезным: средства, созданные для потребителей в Корее, более агрессивны и могут не подойти сибирской коже.

Особенно тяжело создавать продукт для многонациональных стран.

«Там винегрет из всех рас, в регионах это намешано, а потому достаточно сложно угодить и создать продукт для разных групп населения. Но мы стараемся это делать», — добавил Александр.  

В 2018 году для производства крема было зарегистрировано малое инновационное предприятие ООО «Нонекс» –для дальнейшей коммерциализации разработок лаборатории биохимии транспортных систем и продвижения их на российский и международные рынки. Сейчас основными партнерами могут стать компании в США и Европе, но уже по новой разработке — крему полностью из  органических, «зеленых» ингредиентов.  Упаковка – возобновляемый материал без пластика, чтобы не загрязнять природу. Сейчас для нового продукта разрабатывают дизайн.  

Партнеры из США также прислали на тестирование с ксеноном множество разных субстратов. Такие достаточно непросто найти. В Томске будут исследовать влияние ксенона на трансдермальную доставку этих компонентов.

«Если будет эффект и мы его поймаем – это можно будет использовать в большой фарме. Будет очень круто», — уверен Александр.