Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого.
Первый фильм Стаса Старовойтова отлично резонирует с его ранним творчеством — разумеется, ведь даже название фильма говорит о том, что во главу угла авторы поставили семью и все вытекающие ценности. Конфликт для фильма был придуман также крайне удачно: сопоставление сурового родительского подхода бати из 90-ых против долгой рефлексии родителей современных, где дети — это уже не те воспитанники улиц, а люди, которые должны получить максимум пользы от своего детства.
Сразу появляется вопрос: а получилось ли у авторов сыграть на контрасте и собрать интересную историю, не отдавая предпочтения какому-либо из периодов времени? Не все так просто. Но обо всем по порядку.
В центре сюжета две временные ветки: одна находится в современности, где повзрослевший Макс, герой Стаса Старовойтова, едет вместе со своей семьей к своему отцу, чтобы поздравить его с юбилеем. По пути Макс встречает различные сложности, связанные с воспитанием детей, взаимоотношениями с женой и в целом занят огромной рефлексией о том, хороший ли он отец. С другой стороны его воспоминания о жизни с суровым, отцом, который почти не уступает Кратосу из последней части God of War. Он такой же молчаливый, практически безразличный, применяет к сыну по-настоящему спартанские методы воспитания, которые Макс все равно воспринимает как нечто приятное и ламоповое. Да, не было игрушек, да, приходилось доедать то, что не нравится, да, наказания были слишком суровы и непомерны, но Максу на это все равно. В глубине души он считает такой практически домостроевский метод воспитания успешным и приемлемым.
И здесь, на мой взгляд, и кроется основной конфликт картины. Авторы встают на сторону брутальных и жестких 90-ых, невольно оправдывая действия отца, которого кстати сыграл Владимир Вдовиченков. Для них подобное отношение к детям — это не жестокость и безразличие, но однозначное проявление любви на фоне масштабного кризиса сознания и общественного строя. И не сказать, что такой подход верный. В этом случае ностальгия перевешивает реальный мир, в котором сомневающийся отец выглядит крайне неуверенным в себе, а авторитет его в глазах детей пропадает с каждой новой безнаказанной выходкой.
Впрочем, как сказал нам Стас во время интервью, ностальгия может быть отличным двигателем для будущего, если ее правильно использовать. Можно сказать честно, авторы воспользовались ею не так, как следовало, из-за чего вся современная ветка героев выглядит как неловкая подводка к тому или иному скетчу из 90-ых.
Однако, тут и кроется главный плюс картины — все что происходит в прошлом, воспроизведено и передано с дотошной аутентичностью. Помимо хрестоматийных поступков отца по отношению к сыну, где каждый мог узнать свое детство, авторы заполняют задний план огромным количеством интершумов в виде работающего телевизора, радиоэфиров, газетных вырезок и прочего. Все это создает невероятный в своей достоверности образ 90-ых, который как будто можно потрогать. И из-за этой достоверности любой взрослый зритель может окунуться почти что в терапевтическую ностальгию, мысленно возвращаясь в прошлое и переоценивая действия своих родителей, свободный дух прошлого и закат эпохи, которой никогда и не было. И вот в этом кроется главная сила и ценность картины.
Да, стоит отметить невероятную игру Вдовиченкова и Андрея Андреева, маленького Макса, их химия, их комизм и почти что натуральные взаимоотношения — это лучшее в фильме. Также не стоит забывать, что картина попросту смешная и в какие-то моменты даже очаровательная в своем желании гиперболизировать те или иные моменты детства каждого, кто жил в 90-ые. Стоит ли сходить на «Батю»? Однозначно, игнорировать картину точно не стоит, но и второй раз вам ее смотреть тоже не захочется. И я не знаю, плохо это или хорошо.