Новое течение — бердвотчинг — набирает обороты в Томской области. В нашем регионе к созерцанию птиц массово пристрастились шесть лет назад. Сейчас популярность таких экскурсий с орнитологами бьет все рекорды. О секретах наблюдения за птицами, лучших обзорных местах для этого занятия, а также опасных последствиях весенней охоты мы решили в профессиональный праздник орнитологов, 19 февраля, поговорить с заместителем директора экологического центра «Стриж», магистром биологии Андреем Баздыревым.
Время наблюдать
— Растет ли популярность наблюдения за птицами, какие группы населения больше подвержены такой созерцательности?
— Популярность растет из года в год. Это явление пришло к нам из западных стран. Наша организация начала заниматься проектами по бердвочингу около шести лет назад. В настоящее время, например, орнитологические экскурсии вызывают у людей массовый отклик. Желающим обычно не хватает мест.
Наблюдением за птицами занимаются люди всех возрастов – от малышей из детского сада до пенсионеров. Ведь такой вид досуга становится все более и более доступным – почти у каждого есть смартфон, несложно найти фотоаппарат и бинокль на любой кошелек, появились хорошие определители на русском языке и специализированные сайты. Наблюдать за птицами и делиться информацией стало гораздо проще.
— Есть ли определенные площадки в Томской области, предназначенные для такого увлечения. Может, разнообразие птиц, удобство, красивая панорама?
— Лучшим местом для наблюдения за птицами являются окрестности села Коларово и Синего Утеса. Там высоко разнообразие мест обитания: леса сосновые, леса темнохвойные, леса березовые, пойма реки, озера, болота, луга затопляемые, суходольные, остепененные на склонах, плюс выходы скал. Как следствие – разнообразие птиц там тоже очень большое. Территориально очень удобно, 15 минут от города. Добраться можно даже без автомобиля, на рейсовом автобусе. Особенно многочисленны там птицы в период миграции. Не случайно там расположено несколько памятников природы областного значения.
В Томске лучше наблюдать за птицами в лесопарках и пойме Томи: речные террасы в районе стадиона «Буревестник», Лагерный сад, Михайловская и Солнечная рощи.
Рядом с Коларово совместно с региональным отделением ОНФ при поддержке Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области мы оборудовали небольшую площадку для наблюдения за птицами, а также установили информационные щиты с фотографиями редких птиц С площадки, в частности, видно плес, где весной гнездятся озерные чайки.
А так можно выехать в любой лес или на крупный водоем. Там тоже можно найти что-то интересное.
— Какой сезон года самый зрелищный для наблюдения за птицами? Что можно увидеть?
— Наблюдать можно в течение года. Будет отличаться число видов. Зимой это будет до 15-20 видов птиц за экскурсию. А весной и 50-60 видов можно найти, если прогуляться по нескольким местообитаниям. Осенью и в начале зимы легче наблюдать новичкам. Видов не много, листьев нет на деревьях, все хорошо просматривается. Можно делать первые шаги. Когда много видов, сложнее ориентироваться.
Миграция, когда птицы летят большими стаями, бывает очень зрелищной, особенно весной. Но здесь важно попасть на пик волны пролета. В некоторых местах тысячи птиц над тобой пролетают, но для этого нужно приехать рано утром и несколько часов наблюдать. Осенью пролет более растянутый, и не так заметен.
Весенний период в целом довольно зрелищный – птиц обычно много, они в брачном оперении, которое у многих видов яркое и красочное. Воробьиные птицы в это время много поют.
— Растет ли популяция пернатых в регионе? От чего это зависит?
— Пандемийный год никак принципиально не повлиял на эти цифры, только вынужденный запрет весенней охоты, несомненно, увеличил успешность размножения многих видов. Вообще при оценке численности лучше говорить про конкретные виды. Например, с водоплавающими птицами ситуация в регионе катастрофическая. Шесть лет назад Томский госуниверситет провел специальные комплексные исследования. Зафиксировано падение численности уток в 6-7 раз в охотничьих угодьях. А в заказниках, памятниках природы и других закрытых от охоты участках, количество птиц оказалось относительно стабильным.
В городах наблюдается сокращение численности многих видов насекомоядных птиц, даже воробьев. Взрослые особи питаются семенами различных растений, а птенцов они выкармливают насекомыми, которых ищут в траве и на деревьях. В Томске уменьшилось число зеленых насаждений и вслед за этим сократилось число птиц, которые кормятся на траве, деревьях и кустарниках.
Есть виды, которые могут увеличивать свою численность и расширять ареал. Например, зеленушка – небольшая вьюрковая птица. Этот европейский вид в настоящее время обычен в Томской области, хотя ещё несколько десятилетий назад отмечались только единичные встречи.
На фото: Зеленушка
Сокращение насекомоядных птиц довольно опасно, так как они истребляют вредных насекомых. Они выступают естественными санитарами для зеленых насаждений города.
Среди общих негативных факторов, влияющих на птиц, можно также отметить разрушение местообитаний (например, сплошные рубки лесов), гибель на объектах инфраструктуры (дороги, ЛЭП) и, конечно, уничтожение охотниками.
Поэтому некоторые мои знакомые охотники переключились на фотоохоту, для которой не требуется никаких разрешений. Можно в любое время положительные эмоции получить, при этом не нужно никого убивать.
Опасная охота
— Поведение дичи вы тоже отслеживаете? Эта информация, наверное, особенно актуальна в сезоны охоты.
— С охотой в нашей области все довольно сложно. Новые параметры охоты подразумевают, что в каждой из 4-х зон, на которые разделена область для осуществления весенней охоты, суммарная продолжительность охоты на водоплавающих птиц составит 30-34 дня, а в целом по области – 39 дней непрерывной охоты — с 15 апреля по 24 мая. В предыдущей версии параметров охоты в Томской области выделялось всего 3 зоны, в каждой из которых охота разрешалась в течение 10 дней (суммарно по области 19 дней — с 1 по 19 мая).
Весенняя охота не имеет никакой целесообразности. Каждая убитая весной птица – это уничтожение ценнейшего генофонда — наиболее приспособленных особей, которые пережили, как минимум, осеннюю миграцию, зимовку и обратный путь.
Для большинства птиц изъятие одного партнера из пары означает исключение из гнездования как минимум на год.
Весенняя охота опасна также усиленным беспокойством птиц в местах гнездования и отдыха во время миграции. Птицы при этом испытывают повышенный стресс, не могут нормально отдохнуть и пополнить запасы питательных веществ, необходимых для дальнейшей миграции и откладки яиц. В результате уменьшается количество яиц в кладке и их питательные свойства, что в итоге снижает успех размножения. Важно отметить, что это касается не только пернатой дичи, а вообще всех видов, находящихся в угодьях, в том числе занесенных в Красные книги, например, черного аиста.
В регионе недостаточно ресурсов (инспекторов и техники), чтобы обеспечить эффективную охрану огромных по площади угодий, где на протяжении целого месяца смогут легально находиться тысячи людей с ружьями. Кроме того, в параметрах охоты нет никаких ограничений по количеству добываемых птиц. А охота на селезней разрешена даже в те сроки, когда почти все местные утки уже будут сидеть на кладках, а в это время вокруг будут стрелять.
Формально охотники отчитываются о количестве добытых птиц, но в эти отчеты не плюсуются подранки (птицы, которых ранили, но не подобрали), а их бывает довольно много.
Штучная специальность
— Раньше было много примет, связанных с поведением птиц. Вам удавалось найти подтверждение хоть одной такой примете?
— Могу припомнить только одну: когда ласточки и стрижи летают низко – это к дождю. Впрочем, она довольно условна и зависит от ситуации. Они могут и высоко летать перед грозой, если до этого были восходящие термические потоки, которые всех насекомых подняли на высоту. Других примет я не помню и по ним не ориентируюсь.
— Насколько профессия или специальность «орнитолог» распространена в Томске. Это же штучные специалисты. В чем заключается их работа?
Орнитология — это раздел науки, который изучает птиц во всевозможных аспектах. Логично, что таких специалистов в регионе не могут быть тысячи. Как специальность — профессия орнитолога связана с научными, образоватльными и природоохранными организациями. Таких людей, разумеется, немного. Они ведут разнообразную научную работу в рамках своей конкретной специализации, проводят оценку численности птиц и выявляют места нахождения редких видов в рамках государственных или коммерческих контрактов, занимаются образовательной и просветительской деятельностью.
В настоящее время в Сибири активно развивается и так называемая «гражданская наука», когда обычные люди помогают ученым в сборе данных. И здесь помощь любителей очень важна – ведь их много и они бывают в самых разных уголках региона. С такой помощью можно получать новую информацию о распространении и фенологии, численности, угрозах и по многим других важным аспектами. Существуют разнообразные базы данных, куда можно вносить свои наблюдения. Одной из наиболее удобных площадок является Inaturalist.org – на которой по фотографиям или аудиозаписям пользователя эксперты помогут определить вид, даже если наблюдатель не знал, что он встретил. Например, по птицам Томской области там сейчас 7 тысяч наблюдений, птицам Сибири – уже 89 тысяч. Данные из этой системы поступают в международную базу – GBIF, которой могут пользоваться ученые со всего мира.
— Умеют ли орнитологи разговаривать с птицами на птичьем языке?
С определенного этапа, когда начинаешь разбираться, начинаешь наблюдать за повадками. Ты уже можешь предсказывать поведение, выбор места для гнездования. Опытные орнитологи знают, где искать птиц. Видишь, например, островок из тростника, знаешь, что там будет гнездо. Некоторые могут подражать голосам птиц. Сейчас это можно делать со смартфонами. Через колонку запускаешь звук птицы, настраиваешь фотоаппарат. Есть такая группа — пастушковые птицы. Живут в густой траве, почти никогда не выходят из нее. В брачный период они издают звуки, можно их определять и учитывать по голосу. А в другое время — не обнаружишь. А если включить голос, то они откликаются – и можно выявить численность.
— Болезни, которые переносят птицы. Вы как-то защищаетесь от них?
— Дополнительную защиты применяем только, когда надо сделать вскрытие или обследование. Те, кто окольцовывает птиц или изучает их гнезда тоже нуждаются в защите от паразитов, которые живут на птицах. Что касается орнитоза и голубей, сложно комментировать, так как я не эпидемиолог. Специалисты советуют не лизать помет, не прижимать к себе и не нюхать самих голубей.
Готовимся к созерцанию
— Каких перелетных птиц будем наблюдать самыми первыми весной?
— К марту уже будут галки. Они торопятся выбрать лучшие столбы ЛЭП. Им важно, чтобы в них были пустоты. Это хорошая защита от хищников, никто не заберется на такую высоту: ни кошка, ни собака, ни куница, ни соболь. При этом надо, чтобы рядом были сельскохозяйственные угодья или поля, где можно будет покормиться. Довольно рано, в начале апреля, прилетят скворцы, зяблики, обыкновенные овсянки. Они недалеко зимуют и быстро возвращаются.
— И последний вопрос. Ваш личный ТОП-5 птиц, за которыми интереснее всего наблюдать любителям?
— Здесь сложно советовать – у всех интересы разные. Из наиболее доступных для наблюдения крупных птиц я бы выделил серую цаплю и черного аиста, которых можно встретить на тех же озерах у Коларово. Среди птиц с ярким оперением в Томской области, можно, например, встретить иволгу (ярко-желтая птица с песней, похожей на звуки флейты), зимородка (блестящего сине-голубого цвета с рыжим брюшком) и соловья-варакушку (самец с ярким рыже-голубым «передником»). Многим симпатичны совы, среди которых наиболее заметна длиннохвостая неясыть. Немало птиц с красивыми песнями – обыкновенный соловей, певчий дрозд, зяблик и многие другие. Впрочем, на мой вкус даже лучшие соловьиные трели не сравнятся с криками чернозобой гагары. Да и сама птица очень элегантна.
Певчий дрозд
Зимородок
Иволга
Зяблик
Серая цапля
Варакушка