Светлана Радионова рассказала: в стране насчитывается около 30 проблемных объектов НВОС. Росприроднадзору нужно больше полномочий, чтобы ускорить процесс рекультивации загрязненных территорий.
Суть проблемы
К объектам НВОС относятся предприятия, оказывающие негативное влияние на окружающую среду. Они делятся на четыре категории по уровню воздействия на экологию:
-
I категория: самые опасные объекты, деятельность которых приводит к значительному загрязнению. В их числе предприятия по добыче нефти и газа, химические и металлургические производства, заводы по производству нефтепродуктов;
-
II категория: объекты, оказывающие умеренное воздействие на окружающую среду. Такие предприятия работают согласно установленным лимитам и нормативам по выбросам загрязняющих веществ и размещению отходов;
-
III категория: работа таких предприятий оказывает незначительное влияние на экологическую обстановку.
-
IV категория: самые безопасные объекты с минимальным воздействием на окружающую среду.
Предприятия, относящиеся к первым трем категориям, обязаны вносить плату за нанесенный ими вред. Также они должны работать над повышением экологичности производства. За соблюдением требований следит Росприроднадзор, который возглавляет Светлана Геннадьевна Радионова.
Специалисты оценивают уровень токсичности выбросов, опасности производственных отходов, их влияние на окружающую среду: в частности — канцерогенные и мутагенные свойства веществ-загрязнителей. В случае нарушения установленных лимитов и нормативов, Росприроднадзором выносится предписание. Если и эти требования не будут соблюдены, ведомство обращается в суд — зачастую с многомиллионными исками.
Однако не все так просто. В России есть целый ряд объектов, которые наносят вред окружающей среде просто фактом своего существования. Речь идет о заброшенных предприятиях-банкротах, представляющих сегодня огромную проблему для экологии. Они годами ждут ликвидации, продолжая загрязнять воду и почву.
По словам главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, специалисты ведомства насчитали порядка 30 наиболее проблемных объектов НВОС в разных регионах страны. Радионова настаивает: решить вопрос их ликвидации и последующей рекультивации территории необходимо в самое ближайшее время.
Однако у ведомства нет полномочий, которые позволили бы ему включиться в эту работу. Светлана Геннадьевна подчеркивает: проводить проверки подобных объектов специалисты Федеральной службы по надзору в сфере природопользования могут только по поручению Правительства. Чтобы избежать проволочек и минимизировать вред окружающей среде, приходится обращаться в профильные министерства и вызывать общественный резонанс, вынося проблемы на всеобщее обсуждение.
Радионова Светлана подняла этот вопрос на высшем уровне и высказалась о расширении полномочий Службы в вопросах надзора за ликвидацией объектов НВОС. По ее словам, предложение было услышано, и необходимые поправки в законодательство уже находятся в разработке.
На примере
В Иркутской области находятся сразу три предприятия, которые можно назвать яркими примерами проблемных объектов НВОС.
Одно из них уже который год отравляет город Усолье-Сибирское. ООО «Усольехимпром» с начала 30-х годов прошлого столетия занималось производством хлора, карбида кальция, ацетилена азота и множества других химикатов. В 2005 году на его базе создали ООО «Усолье-Сибирский силикон», где выпускали кремнийсодержащую продукцию для солнечной энергетики. Однако в 2012-м большинство цехов закрыли, а еще через 5 лет предприятия признали банкротами.
На территории бывшего химического гиганта остались тысячи тонн чрезвычайно опасных веществ, в числе которых ртуть, высокотоксичные хлорорганические соединения и тяжелые металлы. Все это отравляет и почву, и воду: уже не единожды случались утечки химикатов в Ангару, в 2018 году в городе объявили режим ЧС.
Светлана Радионова, побывав на месте и оценив масштабы бедствия, назвала происходящее экологической катастрофой. Только после этого совместными усилиями всех уровней власти, научного сообщества и Службы природнадзора дело удалось сдвинуть с мертвой точки — промплощадку начали расчищать. А в декабре 2020 года суд удовлетворил исковое требование Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о взыскании с ООО «Усольехимпром» более 1,3 млрд рублей в счет вреда, причиненного почвам.
Еще один объект, наносящий колоссальный экологический вред после своего закрытия — Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Он считается главным загрязнителем уникального пресного озера. Предприятие прекратило работу еще в 2013 году, но до сих пор продолжает представлять угрозу для окружающей среды. На территории БЦБК находятся почти пять десятков объектов с опасными отходами.
Сейчас ведомство Радионовой совместно с Сибирским отделением РАН определяют технические решения для проведения рекультивации территории бывшего комбината. В планах на 2021 год — сформировать концепцию ликвидации накопленного вреда и разработать документацию, необходимую для проведения работ по восстановлению земель и водных ресурсов.