Потребительский рынок продолжает оказывать определяющее влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне. За I полугодие 2008 года деятельность торговой отрасли обеспечила 20,6% валового внутреннего продукта, превосходя все остальные виды экономической деятельности. Рост валовой добавленной стоимости торговли составил 11,8% (в целом ВВП – 8,0 процента).
В январе-сентябре 2008 г. на фоне ускорения инфляционных процессов на потребительском рынке и некоторого замедления роста реальных располагаемых денежных доходов населения динамика продаж замедлилась. Прирост оборота розничной торговли составил 15,0%, что на 0,8 процентных пункта ниже аналогичного показателя в январе-сентябре 2007 года, говорится в мониторинге Минэкономразвития о социально-экономическом развитии РФ за 9 месяцев.
При этом динамика оборота общественного питания сохранила довольно высокие темпы, и в январе-сентябре 2008 г. составила – 13,9%, что на 0,1 процентных пункта выше аналогичного показателя в соответствующем периоде 2007 года.
В текущем году в регионах России отмечается увеличение динамики оборота розничной торговли и за январь-сентябрь 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. он увеличился во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации (кроме Чеченской Республики и Республики Хакасия).
В 22 регионах России за указанный период 2008 г. отмечался двадцати и более процентный прирост объема, в том числе в 3-х субъектах (Республике Адыгея, Ивановской области, Чукотском автономном округе) более, чем 30 процентный прирост оборота розничной торговли.
При этом региональная динамика изменения оборота розничной торговли России отличается существенной неравномерностью. Как результат на 8 субъектов Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Ростовскую, Самарскую, Тюменскую области и Краснодарский край приходится 44,8% всего оборота розничной торговли, в том числе только на Москву – 17,4 процента.
В III квартале 2008 года на динамику потребительской активности населения оказывали влияние две противоположные тенденции. С одной стороны, в связи с финансовым кризисом произошло снижение доступности кредитных ресурсов для населения, что несколько ограничило потребительскую активность. С другой стороны, замедление роста сбережений способствовало росту потребительской активности. В январе-августе 2008 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 15993,8 млрд. рублей и увеличился на 25,0% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 11720,0 млрд. рублей, что на 28,1% больше, чем в январе-августе 2007 года. Сбережения за этот период составили 2077,7 млрд. рублей, что на 19,2% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В структуре использования доходов за январь-август текущего года доля потребительских расходов возросла и составила 73,3% всех объемов денежных доходов населения, что на 1,8 процентных пункта выше показателей 2007 года, из них расходы на покупку товаров – 56,9% (2007 г. – 54,5%), тогда как доля сбережений снизилась и составила 7,4% (2007 г. – 8,3%).
С начала текущего года сохраняется тенденция превышения темпов роста цен на продовольственные товары по сравнению с непродовольственными товарами на фоне общего роста цен на потребительские товары. Только за январь-сентябрь 2008 г. прирост цен на товары составил 9,4%, что на 3,3 процентных пункта превышает показатели аналогичного периода прошлого года. При этом продовольственные товары подорожали на 12,1% (январь-сентябрь 2007 г. – 8,1%), непродовольственные товары на – 6,5% (январь-сентябрь 2007 г. – 4,0 процента).
Внутренним фактором сохранения высокой инфляции остается опережающий рост платежеспособного спроса на товары и услуги по сравнению с их предложением и динамикой отечественного производства, тенденция сближения внутренних и мировых цен, низкий уровень конкуренции на локальных и региональных рынках.
На общее удорожание продовольственных товаров наибольшее влияние оказал прирост цен на масло подсолнечное — на 27,9%, макаронные изделия – на 31,3%, крупы и бобовые — на 27,5%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 24,5 процентов. В то же время яйца подешевели на 6,4 процента.
В группе непродовольственных товаров наиболее быстрыми темпами росли цены на бензин автомобильный, строительные материалы, табачные изделия, моющие и чистящие средства.
Высокий уровень цен на товары продовольственной и непродовольственной групп оказал влияние на некоторое замедление продаж.
Увеличивающийся платежеспособный спрос населения способствовал росту выпуска продукции отечественными организациями обрабатывающих производств. Как положительную тенденцию необходимо отметить достаточно высокий индекса производства мяса и мясопродуктов, который за 9 месяцев 2008 г. составил 107,0%, переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов – 106,3%, напитков – 101,9 процентов. Возросло производство обуви на 5,0%, холодильников и морозильников — на 9,4%, легковых автомобилей – на 20,1%, машин стиральных — на 5,1%, кондитерских изделий – на 8,1 процента.
Наращивание объемов производства потребительских товаров отечественными предприятиями промышленности способствовало тому, что в структуре товарных ресурсов розничной торговли доля импорта начала несколько снижаться и составила в I квартале 2008 г. 46%, во II квартале – 44% (в I квартале 2007 года 48% , во II квартале – 45 процентов),. В объеме товарных ресурсов продовольственных товаров доля импорта в I квартале 2008 г. составила 37%, во II квартале — 35% (в I квартале 2007 г. – 38% во II квартале – 36 процентов).
На сегодняшний день высокая доля товаров импортного производства позволяет обеспечить сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров и способствует созданию необходимой конкурентной среды.
Вместе с тем, высокая доля импорта в обороте розничной торговли оказывает негативное влияние на формирование баланса ресурсов с точки зрения высокой степени зависимости рынка товаров от внешнеэкономической конъюнктуры.
Продажу товаров в кредит в III квартале 2008 г. осуществляли 18% от общего числа обследованных организаций. Удельный вес товаров, проданных в кредит, в обороте розничной торговли этих организаций составил 14%. Торговлей по заказам, по почте, через телемагазины или компьютерные сети занимались 8% опрошенных предпринимателей; доля товаров, проданных с помощью перечисленных видов торговли, составила в их обороте 11 процентов.
В IV квартале 2008 г. около половины опрошенных руководителей торговых организаций надеются сохранить оборот розничной торговли, более половины из них — объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку товаров, ассортимент товаров и прибыль на уровне III квартала 2008 года. Почти каждый третий предприниматель рассчитывает превысить этот уровень по перечисленным показателям.
Предприниматели достаточно оптимистично оценили перспективы развития экономической ситуации в розничной торговле в IV квартале 2008 г.: 95% из них полагают, что она не ухудшится, в том числе 28% опрошенных рассчитывают на ее улучшение. Баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации составил 23%, что на 1 процентный пункт ниже баланса прогнозных оценок на III квартал 2008 года.