Безвозмездная демонстрация тестовых образцов, а затем навязывание дорогой косметики в кредит. С этой схемой томички сталкиваются уже не первый год. Она продолжает работать, а горожане затем обращаются с вопросом о защите своих прав к экспертам.
Как отмечают специалисты Роспотребнадзора, подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов, которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. При оформлении договора потребителю не предоставляется возможность детально ознакомиться с его содержанием. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.
«Впоследствии, после внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли — продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичные товары и услуги многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя. Кроме того, представители продавца или исполнителя услуг существенно затрудняют разрешение данного вопроса, отказываясь получать письменные претензии и не указывая наименование юридического лица и действительного (реального) адреса хозяйствующего субъекта, что затрудняет его идентификацию», — отмечают в региональном ведомстве.
Специалисты перечислили правила, о которых стоит помнить в подобных ситуациях:
- До получения косметологической процедуры убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствует установленным обязательным требованиям;
- Не торопиться принимать решение о покупке косметических средств, оставьте себе время для оценки необходимости в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности для их оплаты, в том числе, с учётом мнения членов семьи;
- Не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание;
- Помнить, что подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;
- Знать, что потребитель свободен в своем праве заключения договора, и его понуждение к этому не допускается.
Рассказали эксперты и о том, как расторгнуть договор.
«В том случае, если потребителем заключен договор об оказании услуг, расторгнуть его можно на основании ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей). В соответствии с указанной правовой нормой, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору», — пояснили в Роспотребнадзоре.
Кстати, парфюмерно-косметические товары входят в перечень товаров, не подлежащих обмену, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. И для возврата такого товара необходимы конкретные основания, которыми могут являться ненадлежащее качество товара (ст. 18 Закона о защите прав потребителей), либо непредставление необходимой информации о товаре.
Также томичам напомнили, что разрешение соответствующих гражданских споров является компетенцией исключительно судебных органов, а Гражданский кодекс РФ устанавливает основания недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ).
Томичи рассказали порталу Tomsk.ru, что имели дело с подобными косметическими салонами.
«Моей маме умудрились «втюхать» дорогой набор. Она еще потом несколько дней рассказывала, что на всех дочерей взяла много качественной косметики. Ничего в нем не было такого дорогого. Но с трех пенсий подряд мама гасила этот кредит, еще и контакты всех своих подруг и родственниц», — поделилась своей историей Ксения В.
«Я нечистоплотность косметических салонов с подобными акциями еще по первым словам при телефонном разговоре распознаю. К сожалению, или к счастью, девушек-администраторов нанимают напористых, но очень безграмотных. Больше улыбаюсь, меня с такими речевыми ошибками и некомпетентностью не ввести в заблуждение», — пояснила Алина К.