Ученые Института археологии и этнографии СО РАН под руководством заведующей отделом этнографии ИАЭТ СО РАН Елены Фурсовой изучили этнокультурную идентичность в практиках чаепития русских сибиряков XIX — начала ХХ века. Материалами послужили данные из этнографических экспедиций, собранные в 1970—2010-х годов, а также информация из письменных источников.
По словам ученых, в Сибири распространение чаепития с китайским листом происходило в XVII—XVIII веках вместе с формированием русского населения. Значительная часть Сибирского тракта проходила по левой ветви знаменитого Великого чайного пути, поэтому чаепитие здесь стало частью жизни раньше, чем в Центральной России, сообщает издание «Наука в Сибири».
Пить чай досыта считалось невежеством. «Гости должны пить одну чашку чая, три чашки пьют родственники или близкие знакомые, а две ― лакеи», ― говорили старики. Кроме того, чай следовало подавать горячим. Предлагать прохладный означало проявлять неуважение к гостям.
В конце XIX века употребление покупного чая считалось престижным, расценивалось как признак цивилизованности и высокого имущественного положения, чем стремились выделиться казаки.
Чаепитие с самоваром поздними российскими переселенцами рассматривалось как весьма престижное занятие, символ достатка и высокого социального положения.
«В начале ХХ века парень, приехавший из другой деревни к родственникам, пошел на игрища и познакомился с местной девушкой из переселенческой семьи. Она ему понравилась, и он решил похитить ее и увезти домой. Сделав вид, что собирается уехать, он попросил ее посветить фонарем у коня и, когда она вышла, прихватил ее полой тулупа и увез. Когда родственникам девушки сообщили о случившемся, они кинулись ночью в погоню за вором в соседнюю деревню. Однако, ворвавшись в избу обидчика, чтобы отбить дочь, они неожиданно умерили свой гнев. Причиной было присутствие на столе начищенного самовара — признака семьи с хорошим достатком. Выяснив, что дочь сама не против такого развития событий, стали договариваться о свадьбе», — рассказала Елена Фурсова.
Старообрядцы же осуждали потребление покупного китайского чая. Они предпочитали следовать старым русским традициям и пили травяные отвары или заварки в виде смородишника, малинника, иван-чая, из сборов калинового, черемухового цветов и прочих растений. Об этом говорят их пословицы: «Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи», «Кто пьет чай, тот спасения не чай». В отличие от старообрядцев Центральной России и Поволжья, примирившихся с чаепитием, многие сибирские сторонники староверия не употребляют чай и в начале XXI века.
Ранее томский эксперт рассказал нам о шести самых полезных видах чая.