Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

Эксперт Центробанка рассказал, в каких случаях не стоит отказываться от кредитной страховки

21:02 / 25.12.20
2239

И как часто томичи жалуются на ее навязывание

Мы в социальных сетях:

С января по сентябрь 2020 года жители Томской области пожаловалисьна банки 804 раза. Лишь 32 жалобы касались навязывания страховок идополнительных услуг. Причин для столь малого числа обращений по этой темеможет быть несколько: либо банки перестали ставить клиентов в такие условия,при которых те при желании не могут отказаться от страховки по кредиту, либожители региона просто не знают о такой возможности. Мы предположили второе и расспросили управляющуюОтделением Томск Банка России Елену Петроченко, как избежать невыгодныхстраховок при покупке финансовых продуктов.


Напомним, по закону клиент не обязан соглашаться надополнительные платные услуги, к которым относится страхование жизни, здоровьяили гражданской ответственности. Отказывать по этой причине в кредите нельзя.Банк должен предложить кредит на других условиях, а клиент сам выберетподходящий вариант – со страховкой или без. Если же банк не предлагаетальтернатив или же не дает выбрать страховщика для заключения договора – этоповод обратиться с жалобой в Банк России.


— Елена Борисовна, можно ли взятьстраховку, а потом отказаться от нее?

— Можно, но перед этим стоит хорошо подумать. Во-первых, послеотказа от страховки банк вправе повысить стоимость кредита, иногда существенно.Во-вторых, страховка поможет выплачивать кредит, если вы заболели или потерялиработу. Если, конечно, эти случаи являются страховыми.

Чтобы отказаться от страховки и вернуть деньги в полномобъеме, есть 14 дней с момента подписания договора. Эти две недели называют «периодомохлаждения. С 1 сентября этого года он распространяется и на договорыколлективного страхования, к которым подключаются клиенты банков. По такомустрахованию человек не является стороной договора. Раньше это вызывалосложности. Теперь клиенту вернут полностью оплаченную сумму. Она включает истраховую премию, и разовую плату за подключение к программе коллективногострахования, а также другие комиссии, если они были. Однако договор должен бытьзаключен после 1 сентября 2020 года и по нему не должно произойтистрахового случая.

— Существуют листраховки, от которых отказаться нельзя?

— Да.Если вы взялиипотеку, то страхование жилья является обязательным. Та же ситуация и савтокаско в случае, если купленный автомобиль в залоге у банка. От большинстваостальных видов личного страхования, например, страхования жизни, ДМС,страхования гражданской ответственности перед третьими лицами и тому подобногоможно отказаться. Но, как я уже говорила, если не наступил страховой случай.

— Куда можно обратитьсяза советом, когда банк предлагает невыгодные условия при оформлении кредита илидругих финансовых продуктов?

— Рекомендую пообщатьсясо специалистом Банка России в чате мобильного приложения «ЦБ онлайн». Емуможно задать любой вопрос о финансовых продуктах и услугах и оперативнополучить ответ. В отличие от многих подобных сервисов в чате с вами будетбеседовать реальный человек. Он также поможет проверить информацию о финансовойорганизации, узнать, какие услуги она оказывает.

Кроме того, можно обращаться на круглосуточные бесплатные «горячиелинии» Банка России по номерам 8-800-300-30-00 и 300.