Первый межрегиональный ЦУС торжественно открыли глава Минпромторга Денис Мантуров, губернатор Курской области Роман Старовойт и генеральный директор холдинга Павел Ливинский.
Дистанционно управлять коммутаторами энергообъектов, моментально реагировать на нештатные ситуации и оперативно их устранять, анализировать и даже предсказывать возможные события на энергосетях — вот далеко не полный список задач, с которыми способны справляться диспетчеры нового ЦУС. Находясь в Курске, специалисты будут контролировать работу энергообъектов не только в своем регионе, но и в соседней Орловской области.
В зоне ответственности первого межрегионального центра живут около 2 миллионов человек. В числе потребителей также крупные промышленные и социальные объекты регионов.
Как отметил глава энергетического холдинга Павел Анатольевич Ливинский, при разработке центра использовались передовые отечественные разработки. Именно они обеспечили уникальные характеристики объекта.
ЦУС в Курске работает на базе информационно-технического комплекса СК-11, который ежесекундно обрабатывает более 75 тысяч сигналов. Удобный интерфейс, выверенные алгоритмы принятия решений, высокая степень информационной защищенности — по своему функционалу комплекс значительно опережает даже лучшие зарубежные аналоги. По словам Ливинского, программный продукт дает диспетчерам полный контроль за энергосистемами.
Контроль, анализ, реакция
Круглосуточно на связи с потребителями находятся более 100 операторов контакт-центра. Возможности нового центра позволяют увеличить их количество в 6 раз, если возникнет необходимость.
Все обращения заносятся в электронный оперативный журнал, еще один важный элемент работы ЦУС. В нем же автоматически фиксируются значимые события, происходящие на объектах. Диспетчер может проверить поступающие сигналы с помощью системы охранно-технологического видеонаблюдения и быстро направить выездную бригаду для устранения нарушений.
Интеллектуальная система управления позволяет значительно повысить надежность работы энергосистем Курской и Орловской областей. По словам Ливинского, благодаря передовому программному обеспечению диспетчеры могут не просто наблюдать за состоянием сети в режиме реального времени, но и оперативно менять схему подачи энергии, чтобы устранить риск обесточивания.
Цифровые решения для отрасли
Межрегиональный центр управления сетями в Курске — яркий пример цифровой трансформации электроэнергетической отрасли. Современные технологические решения помогают не только обеспечить надежное энергоснабжение, но и минимизировать потери электроэнергии.
«Целая система построена на оценке, которую может сделать только машина. По 100 параметрам производится выявление очагов потерь, выставление интегральной оценки и выдача заданий группам обхода, которые проверяют систему учета, потребителя. И все это осуществляется в автоматическом режиме», — рассказал генеральный директор компании «Россети» Ливиснкий Павел.
В рамках концепции «Цифровая трансформация 2030», разработанной Павлом Ливинским, в России уже работают 11 цифровых центров управления сетями и городских диспетчерских пунктов. Курский ЦУС уникален тем, что будет обслуживать сразу два региона. В дальнейшем под управление объекта смогут перейти и другие территории Центра России.
Концепция поможет решить целый ряд важных для отрасли задач: сократить потери электроэнергии, повысить качество и надежность энергоснабжения, снизить операционные расходы компании.
В Курской области ЦУС уже показал свою эффективность. «У нас резко, кратно выросло бытовое потребление: населенные пункты, спальные районы. И при этом просела мощность потребления в промышленных районах. Но благодаря цифровым технологиям работы комплекса, математическим моделям, нам удается бесперебойно и качественно выполнять работу по энергоснабжению всех потребителей», — заявил руководитель «Россети Центр» Игорь Маковский.
Источник: официальный сайт «Россети»