В России день медведя отмечается 13 декабря. ВТомской области проживают лишь бурые медведи. К этому дню интересными фактами оних с Tomsk.ru поделился ученый секретарь Северского природногопарка Олег Тютеньков.
Не спячка, а зимний сон. Медведи не впадают в спячку в полном смысле слова, как, допустим,бурундуки. Это значит, что от шума в лесу они могут проснуться. В Томскойобласти чаще всего они устраивают берлоги под поваленными деревьями. В целом жеизвестны случаи, когда бурые медведи роют для себя норы, устраиваются в стогахсена и даже в заброшенных охотничьих избушках. Зимой в организме этих животныхзамедляются обменные процессы, но известны случаи, когда во время потепленияони просыпаются и начинают искать пищу. Речь не о медведях-шатунах, которые ненабрали нужное для зимы количество жира. Кстати, для Томской области онине характерны.
Медведи — одиночные животные. На зиму медведица залегает в одну берлогу с медвежатамии годовалыми «подростками», но затем самцы всегда устраиваются на зимний сон водиночку.
Медведи не сосут лапы во сне. Это просто не имеет смысла, ведь всю зиму они питаются своим подкожным жиром. Известны случаи, когда охотники убивали медведей зимой, при этом у животных на ногтях обнаруживалась осенняя грязь.
Большинствобурых медведей в зоопарках родились не в неволе. Еще в 90-х годах была популярна охота на берлогизимой. Сейчас она запрещена. Чаще ее организовывали для состоятельныхлюдей. У медведя еще был шанс убежать из засады, а вот медведица не бросаладетенышей, поэтому охота на нее всегда заканчивалась успешно. Медвежат же вэтом случае отвозили или тайком подкидывали в зоопарки. Порой пушистых малышейоставляли рядом с северским контрольно-пропускным пунктом. Именно так попал всеверский зоопарк и медведь Тихон, который живет там и на данный момент.
Ранее в проекте «Васюганские болота. Центрмира» мы рассказывали, как воспринимаютмедведя коренные народы Сибири, живущие недалеко от Васюгана и как на негоохотились раньше.
«В эпосе хантов четко обозначено, что медведь — этосын Бога, сброшенный разгневанным Отцом с небес на землю. Пока летел вниз сынбога шерстью оброс, но вернуться ему не позволено. Коренные жители Васюганьяверили, что медведь не только понимает человеческую речь, но и читает мысли.Поэтому настоящий человек той культуры — селькупской или хантыйской ничегоплохого про медведя не только не скажет, но и думать даже не будет», — отмечаетНаталья Анатольевна Тучкова, доктор исторических наук, заведующая кафедройархеологии и этнологии ТГПУ.
Ханты также верили, что медведь является посредникоммежду миром живых людей и миром мертвых, и именно через него приходят на землюлюдские души.
«Считалось,что каждый вышедший к человеку медведь хочет, чтобы его убили. Если он нехочет, он человеку просто не покажется. Поэтому такого медведя надо было убить,справить по всем правилам поминки (у хантов это называется Медвежийпраздник), а после этого ждать в роду, в семье прибавления». — продолжаетисторик.
Когда убивали самца, ритуальное торжество длилось пятьдней, если самку — четыре. Во время Медвежьего праздника мясо медведяупотребляли в пищу, сначала одаряя самых уважаемых членов рода (наиболеепочетным лакомством была голова), череп затем относили либо на культовое место,либо в качестве охранного амулета располагали на окраине поселения, либо в доме.
Также мы публиковалиисторию вахтовика, который рассказывал, часто ли хозяева тайги подходят кместорождениям.