Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Движ с Серовым

«Укрощение строптивой» от ТЮЗа: действительно смешной постмодернистский Шекспир

18:15 / 12.12.20
6594

Рассказываем про новую премьеру ТЮЗа

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого.

Да, «Укрощение строптивой» — это одна из комедий Шекспира, которую запросто можно поставить в ряд самых часто воплощаемых на сцене по всему миру. Почти как «Чайка» Чехова или «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, которые комедиями, впрочем, не являются. По задумке Шекспира, «Укрощение строптивой» — это классический водевиль, где героям приходится чего-то добиваться, меняя при этом маски и социальное положение, создавая таким образом комическое. Много буффонады и физической комедии. Получилось ли у ТЮЗа сделать постановку более современной и не скатиться в кромешный постмодернистский ад восприятия? Обо всем по порядку.

История «Укрощения строптивой» проста и элегантна: у богатого сеньора Баптисты из Падуи есть две дочери — кроткая и прекрасная Бьянка и ее старшая сестра, несносная и своенравная Катарина. За первой ходят толпы поклонников и женихов, а вторую как огня боятся все, включая собственного отца. Однако замуж Бьянку старый Баптиста не отдаст, пока не сосватает старшую Катарину. Тут в город пребывает сын другого богатого дворянина из Пизы Люченцио. И вместе со своими слугами придумывает план того, как добиться Бьянку, и что сделать с Катариной.

И уже отсюда постановка с места в карьер прыгает в демонстрацию фарса, абсурдного юмора и огромного количества физической комедии. Последняя достигается не только с помощью танцев, смешных взаимодействий героев, но и полноценно поставленными драками, которые нужны для демонстрации чудовищного характера Катарины. Причем поставлены они в духе лучших голливудских боевиков, хореография боя на уровне, а вдохновение ощущается ни то из фильмов про Джона Уика, ни то из сериала про «Сорвиголову».

Впрочем, забавляют и честно развлекают не только драки, но и то, что и как актеры произносят со сцены. Фактическое исполнение текста Шекспира доведено до приятного градуса абсурда и фарса, который по-настоящему способен рассмешить своей неожиданностью и находчивостью. Тут нашлось место как классическим столкновениям персонажей, так и легким эвфемизмам, которые находятся в серьезной такой близости от того, чтобы упасть в пропасть нецензурной лексики. Но такое случается крайне редко, а подобное хулиганство активно награждается смехом из зрительного зала.

Не обошлось и без оммажей на современные реалии: тут вам и персонаж Владимира Бутакова, который большую часть спектакля похож на Ричарда Сапогова от Антона Лапенко, и огромное количество фейкового слоу-мо, отдающее дань режиссеру Заку Снайдеру. И все это стремится к одной цели — рассмешить, пусть и, порою, хулиганскими путями. Особенно это касается сцены свадьбы Катарины и Петруччо, но рассказывать вам о ней было бы самым настоящим преступлением и спойлером (ТЮЗ, браво!).

Вся постановка в своей гипертрофированной абсурдности и сумасшествии как будто намерено превращает не такую уж и фарсовую комедию Шекспира в самый настоящий постмодернистский перформанс, в котором также не обошлось без деконструкции старых ценностей и канонов. Дело в том, что основным лейтмотивом у Шекспира был патриархат как ценность, постоянная зависимость женщин от мужчин, покорность первых и власть последних. Для 16 века — самое оно. Но современная повестка, а в какой-то степени и здравый смысл, требуют посмотреть на такое отношение к женщинам под другим углом. И желание режиссера Ивана Орлова посмеяться над подобным явлением, переворачивая главную тему с ног на голову, рассказывая все то же, что и Шекспир, но показывая это иначе — заметно. И в отличии от современной либеральной и толерантной повестки — не раздражает, а звучит очень логично и разумно. Что называется, без фанатизма.

Без минусов, конечно же, тоже не обошлось. Немного чувствуется вторичность к подходу к главным действующим лицам. Люченцио и Бьянка выглядят как пара зайцев из прошлой премьеры театра «Эх, судьба, судьба косая…» . Со всей этой невозможностью быть вместе, внезапной любовью и прочим. Начало второго акта резко тормозит повествование, заставляя постановку буксовать, смеха в зале становится меньше, а некоторые из комических элементов могут показаться настолько затянутыми, что зритель начинает скучать.

Однако, на другой чаше весов невероятно смешной текст, впечатляющая постановка танцев и драк, приятно шокирующие моменты и самый настоящий восторг от персонажей второго плана. Олег Стрелец, Кирилл Фриц, Игорь Савиных, Владимир Бутаков — их герои забирают на себя все внимание. Катарина в исполнении Анастасии Чеверс сводит с ума своим непредсказуемым безумием и просто женской крутостью. Ну а Владимира Хворонова просто признаем самым бесстрашным актером города.

На выходе получается безусловно смешная, однозначно глубокая и уж точно не возрастная комедия по тексту, которому уже более 400 лет. Где-то пьеса может провисать, где-то быть непонятной, но таких недостатков не слишком много, поэтому если вы хотите развлечь себя, то самое время попасть в Томский Театр юного зрителя.