По даннымсоциологического опроса, проведенного кафедрой социологии НИ ТГУ по заказудепартамента информационной политики администрации Томской области,интернет-сайты и социальные сети вышли на первое место в качестве источникаполучения информации о работе власти в регионе, обогнав телевидение, державшеев предыдущие годы пальму первенства.
Политической и социально-экономической ситуацией вобласти интересуются более половины — 52% — опрошенных, в 2019 годутаковых было 47%. Из интернет-сайтов и социальных сетей получают информацию 50%респондентов, а совокупно по всем интернет-ресурсам, включая официальные сайтыи аккаунты органов власти и паблики – 77%. Из телевидения – 46%. Еще год назадТВ как основной источник информации о работе власти указывали 59%участников опроса, а соцсети и интернет-сайты – 44%. Для сравнения: в 2015-м ТВкак источник информации использовали 64% респондентов, социальные сети иинтернет-сайты – 27%.
«Катализаторамистремительного роста аудитории сайтов и социальных сетей стали студенты ижители области от 26 до 40 лет. Но и наши пенсионеры, благодаря работе Академииактивного долголетия и курсам компьютерной грамотности активно осваиваютинтернет-пространство. Поэтому мы будем для информирования максимальнозадействовать различные интернет-ресурсы и социальные медиа, не забывая традиционныеСМИ», – отметил начальник департамента информационной политикиадминистрации Томской области АлексейСевостьянов.
Телевидение по-прежнему остается значимым информационнымканалом. Основная ТВ-аудитория в Томской области это люди 41+, в этойвозрастной категории телевизор смотрят 48% опрошенных, и 55+ — здесь аудиториязначимо больше: ТВ смотрят 73%. Среди федеральных каналов на протяжении рядалет наиболее популярны Россия 1, Россия 24, Первый канал и НТВ, средирегиональных – губернский телеканал «Томское время» и ГТРК «Томск». НаГубернском ТВ ежедневные новостные программы смотрят 47% опрошенных, итоговуюпрограмму – 46%.
Другие традиционные СМИ существенно уступают соцсетям, интернет-ресурсами ТВ с точки зрения доли аудитории. Из периодической печати о работе властиузнают всего 12% респондентов. В основном это люди 55+, в этой возрастнойкатегории читают газеты 22% респондентов. Аудитория печатных изданий год отгода уменьшается, еще пять лет назад из газет получали информацию 28%респондентов, в 2018 — 19%, в 2019 — 16%, однако районную прессу по-прежнемучитают и ей доверяют. Радио как источник информации о деятельности властииспользуют всего 4% опрошенных, хотя в 2019 – 8%.
Сайт и официальные аккаунтыадминистрации Томской области используют 19% респондентов. «По этой позиции мы уверенно прирастаем (2018 – 12%, 2019 – 15%), благодаря созданию и продвижению аккаунтов в соцсетях и качественному контенту», – отметил Алексей Севостьянов.
Также он подчеркнул, что многие традиционные СМИ становятсяконвергентными и успешно работают в разных средах, развивая cобственныеYouTube-каналы, сайты и паблики в социальных сетях.
Также продолжается тренд на снижение значимостимежличностных каналов коммуникации: если в 2018 году 28% респондентов получалиинформацию от родственников, коллег, знакомых, то в 2019 – уже 18 %, а в 2020-м– лишь 10% (влияние, в том числе, оказали режим самоизоляции и разобщение впериод эпидемии COVID-19). Всего 3% опрошенных предпочитают получать информациюнепосредственно в ходе личного взаимодействия с представителями органов власти.
В cоциологическом исследовании приняли участие 900человек — жители 15 муниципальных образований, включая Томск, Северск,Асиновский, Бакчарский, Зырянский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский,Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Первомайский, Томский, Чаинский иШегарский районы.