Дисклеймер: то, что вы прочтете далее — мнение автора, соглашаться с ним или нет — дело каждого. Осторожно, спойлеры.
Патриотизм как художественное средство — это всегда особо тонкий инструмент, который в неумелых руках превращается в нелепую карикатуру и насмешку над тем, что автор, в общем-то, намеревался превозносить. Патриотичный пафос может быть разным: от эпичности «300 спартанцев» до определенной неотвратимости и чувстве долга в «Войне и мире». Но что если патриотизм ложится в основу комедии-альманаха? Может получится очень неаккуратная и отталкивающая «клюква», которую явно никто не планировал. Но обо всем по порядку.
Новый фильм Сарика Андреасяна — это очередная его попытка выйти за установленные его комедиями рамки, которые погрузили российское кино в пучину бездарности и уныния. Здесь режиссер решает пофантазировать о том, как могут себя чувствовать российские мигранты в Соединенных Штатах Америки. В центре сюжета несколько героев и пар, которые в той или иной степени испытывают тоску по родине. Кто-то из них изо всех сил пытается интегрироваться и забыть свои корни, кому-то стыдно возвращаться домой из-за того, что его засмеют за провальную попытку добиться успеха в другой стране, ну а кто-то просто с самого детства не видел родную бабушку, которая осталась в России.
Стоит оговориться, идея рассказать трагикомичную историю о наших соотечественниках, которые преодолевают проблемы адаптации и скучают по России — это действительно интересная задумка. Она и подкупала в трейлерах фильма, однако легкий флер популистского и необязательного произведения, где перемешаются самые махровые представления россиян о США, все еще витал на фоне. Оказалось, что это не флер, а основной способ вести повествование.
Далеко ходить не стоит, в начале фильма герой Нагиева слишком карикатурно играет на аккордеоне на крыльце своего дома в Лос-Анджелесе, над которым гордо реет флаг США. К нему подъезжает полицейская машина, из которой выходят двое чернокожих (!) полицейских и сообщают о нарушении общественного порядка (при свете дня, ага), на что герой Нагиева начинает играть гимн США, а полицейские вытягиваются в струнку, ровняясь на флаг — если это не «клюква», то что вообще ею можно называть?
И таких моментов невероятно много. Армянский эмигрант начинает жарить шашлык на открытом огне, а напрочь искусственная американка тушит его с помощью огнетушителя, будто не зная, что это такое. Или же герой Стоянова начинает обучать своего внука исключительно российским и крайне патриархальным способам ухаживать за американскими девочками — и это очень плохо.
В итоге получается не история о тяготах жизни эмигрантов в Штатах, а методичка о том, почему другие страны глупые и неразумные болваны, неспособные к жизни. Вместо тоски зритель получает косвенные рассуждения о том, насколько Россия лучше других стран, но в жизни все не так, а подобная искусственность в рассуждениях отталкивает зрителя, которому уже сложно сопоставить собственные представления о патриотизме с тем, что он видит.
Вдобавок ко всему, в глаза бросается плохая игра всех актеров, не считая Нагиева, Тохатяна, Стоянова, Михалковой, и до скрежета в зубах наивный и предсказуемый сюжет с популистской и даже в некоторой степени пропагандистской моралью. И подается она настолько топорно и в лоб, насколько вы только можете себе это представить.
Впрочем, даже в этом потоке плохо прописанных персонажей, диалогов, невероятной искусственности и надуманности происходящего вокруг, в фильме остаются мысли, которые понять сможем только мы, и ни одна нация кроме. Почему бы не снять фильм именно об этом? Вопрос открытый, ответ на который не сможет дать никто. Смотреть ли «Гудбай, Америка»? Нет, и еще раз нет. Пустая трата времени и разочарование в том, как можно показать патриотизм русского человека.