Сегодня Fitch Ratings подтвердило рейтинги Мурманской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте «BB-» (BB минус) и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B». Fitch также подтвердило национальный долгосрочный рейтинг области «A+(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный».
Рейтинги отражают высокую налоговую концентрацию и относительно низкий уровень капитальных расходов областного бюджета в сочетании с невысокой гибкостью бюджета, а также ожидаемый рост условных обязательств. Рейтинги также учитывают сильную экономику Мурманской области c высоким потенциалом роста, низкую долговую нагрузку и хорошие бюджетные показатели.
Прогноз «Стабильный» отражает ожидания Fitch, что экономический рост обеспечит прирост доходов, который позволит области поддерживать хорошие бюджетные показатели и продолжать демонстрировать сильные показатели обеспеченности долга, несмотря на прогнозируемое увеличение косвенной задолженности.
Экономика области имеет развитую промышленную базу (40% производства добавленной стоимости в 2007 г.), в которой доминируют добывающая отрасль и машиностроение. Мурманская область входит в число 10 ведущих регионов России по показателю валового регионального продукта на душу населения и обладает богатыми запасами полезных ископаемых. Уникальные транспортные возможности обеспечивают важную роль Мурманской области в качестве транспортного узла. В то же время концентрация налоговых доходов является высокой: на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в областной бюджет в 2007 г. приходилось около 50% налоговых поступлений. Экономика региона является экспортно ориентированной, что делает ее уязвимой к колебаниям на международных рынках. Прямой долг Мурманской области является низким: на 1 октября 2008 г. долг региона составлял 325 млн руб и был представлен исключительно кредитами из федерального бюджета. Долг Мурманской области постепенно снижался с пикового уровня в 28,3% от текущих доходов в 2003 г. до незначительного уровня в 1,1% текущих доходов к концу 2007 г. В то же время Мурманская область подвержена дополнительному косвенному риску, обусловленному обязательствами компаний госсектора. Данный риск на 1 января 2008 г. составлял 1 млрд руб и к концу 2008 г. увеличится, поскольку регион планирует предоставить гарантию по кредиту в размере 981 млн руб от Nordic Investment Bank госкомпании ТЕКОС (теплоэнергетическая компания) на модернизацию инфраструктуры.
В 2007 г. регион демонстрировал улучшение бюджетных показателей при положительном операционном балансе, равном 9,3% операционных доходов (увеличение по сравнению с 6,3% в 2006 г.). Бюджет имеет невысокую гибкость, поскольку в 2006-2007 г. текущие расходы составляли в среднем 91% всех расходов. В то же время капитальные расходы Мурманской области снизились со среднего уровня в 15,5% всех расходов в 2003-2004 г. до 10% в 2007 г. С учетом высокой степени износа инфраструктуры, капитальные расходы, вероятно, будет необходимо повысить. Следует отметить, что возможности сокращения расходов являются низкими, так как расходы на оплату труда и трансферты всех видов составляли в 2007 г. высокую долю в 83% общих расходов.