Легко ли женщине стать предпринимателем? С одной стороны, сейчас у всех есть равные возможности для этого, но с другой — у женского бизнеса есть свои особенности. В чем они заключаются? Какие трудности есть у бизнесвумен и где получить поддержку?
Ответы на эти вопросы томичкам помог получить центр «Мой бизнес». Там поддерживают предпринимателей на всех этапах и по всем вопросам ведения своего дела. В этом году центр запускает новые бесплатные проекты, включая программу «Женский бизнес. Хочу. Могу. Делаю» для действующих предпринимательниц. Участницы поделились своими историями с порталом Tomsk.ru, также рассказали о программе и о том, как томичке успешно вести дело.
А стоит ли отделять «бизнес на каблуках»?
Программа «Женский бизнес. Хочу. Могу. Делаю» помогает предпринимательницам по разным отраслям – от финансовой и налоговой части и до проработки психологических установок. Ее запустили центр «Мой бизнес» совместно с АО «Деловая среда». Проект в Томске проходил впервые в формате онлайн-встреч и очных семинаров. Личный бренд, маркетинг, продажи, планирование, финансы — основные темы, о которых говорили участницы и спикеры. Кстати, эксперты приезжали из разных городов, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Ксения Ульянова, один из кураторов программы, уверена: главное — создание бизнес-комьюнити, чтобы найти партнеров и поддержку.
«Я изначально девушкам задавала вопрос: а почему вообще нужно выделять женское предпринимательство? Что нас отличает? Это тайм-менеджмент, эмоциональность, желание копать глубже. Часто женщины хотят сделать любимое дело своим детищем, и тут иногда страдают финансы, налоги и т. д. Наша задача — найти баланс. Я как психолог и бизнес-коуч взяла на себя проработку внутренних убеждений. Другие спикеры давали конкретные инструменты про бухгалтерию, команду и нюансы с финансами. Мы старались разбавить академические знания своим опытом. Сейчас у девушек есть цели, инструменты, чтобы их достичь, и главное — сообщество единомышленников», — рассказала нам Ксения Ульянова.
Как отмечают организаторы, первое, что отличает женский бизнес – это отрасли: девушки чаще проявляют себя в сфере красоты, питания, путешествий, торговле, недвижимости, организации и коучинга. Однако на программе были и владелица автосервиса, и директор компании-застройщика.
Совместить бизнес и семью
Елизавета Грудкина – успешный предприниматель и молодая мама. Больше 4 лет назад она запустила свой бизнес, сейчас занимается производством украшений и держит магазин натуральных продуктов и косметики.
«Я в принципе активная и слежу за программами, которые позволяют обучаться новому в бизнесе. Здесь привлекли довольно современные темы. На первом занятии нас разделили на мастермайнд группы, в моей было 12 человек, и я была модератором. Мы 4 недели работали друг с другом, я видела и свои результаты, и результаты других участниц. Это классно, когда идет такое плотное взаимодействие, а не только на кофе-брейках. Также все спикеры — это люди активные, приятные и опытные», — отметила Лиза.
Когда дело только начиналось, предпринимательницу тормозило отсутствие знаний.
«Сейчас начинаю новый проект – и полученные знания хорошо встраиваются. А когда запускала свой бизнес, приходилось шишки набивать. А теперь знаешь, у кого спросить», — отметила Елизавета.
У Елизаветы – маленький ребенок, и он еще не ходит в садик. Совмещать роль мамы и бизнесвумен сложно, но главное, уверена Лиза, не нарушать баланс.
«Вообще совмещать бизнес, мужа и детей довольно сложно: всегда перегиб идет в одну сторону, потом в другую. Но это и интересно».
Войти в бизнес в любом возрасте
Среди участниц не было возрастных границ. Например, Наталья Байгулова долгие годы помогала вести бизнес мужу. Сейчас ее дети уже взрослые, и женщина рискнула стать предпринимателем. В этом году Наталья открыла пекарню по производству хлеба на живых заквасках.
«На программу я пришла, чтобы получить знания по личной эффективности – как продвигаться, приносить больше пользы. Фонд «Мой бизнес» стал гарантом, что обучение будет качественным, в комфортных условиях с грамотными специалистами. Один из основных инсайтов, которые я получила: как правильно ставить себе цели. Я их уже применяю и продолжу применять. Появились мысли дополнительно выпускать линейку здорового питания, привлекать нутрициологов. Мы все заняты, а питаться надо качественно!» — знает Наталья.
Кстати, предпринимательница хочет не просто создать новый, полезный хлеб, но и испытывать его на себе.
«Я смогу еще и этим вовлечь аудиторию: у меня проблемы с лишним весом. Я не буду ждать кого-то, а займусь своим телом, начну создавать продукт для здорового питания. И на основе своего хлеба буду помогать людям меняться. Вкусное может быть и полезным», — уверена Наталья.
Программа вызвала и внутренние изменения: заставила стать смелее и не бояться себя.
«Я чувствую, что я меняюсь и это замечают домочадцы. Раньше я была не публичной личностью. Сейчас начала открываться, выкладывать фото в соцсетях, не стесняюсь говорить. Жизнь одна, надо по полной пытаться реализоваться! Одна из целей программы: сломать стереотип, что место женщины — кухня и семья. Можно развиваться гармонично. Муж пока не понял до конца, что происходит, но поддерживает меня», — отметила Наталья.
Начинающая предпринимательница решила продолжить учиться, и центр «Мой бизнес» уже ищет ей наставника из сферы хлебопечения и здорового питания, чтобы помогать развиваться.
Сделать бизнес из хобби
Да-да, это не сказка: зарабатывать на том, что любишь и чем вдохновляешься. У Анастасии Петровой вышло именно так. Девушка занимается развитием личного бренда и ароматерапией в разных ее проявлениях: в том числе арома коучингом и арома йогой.
«Эфирные масла я привезла из Италии, когда там жила. Я заканчивала там аспирантуру по специальности ракетное топливо. И попала на арома встречу внутри русского сообщества. Я влюбилась в атмосферу: насколько ароматы меняют состояние, насколько это красиво может быть. Пробовала сначала сама, а потом захотела быть полезной другим. Это искусство ароматерапии, применение его в жизни без нужды разбираться в тонкостях самому», — уточнила Анастасия.
Момент самого перехода от увлечения к работе и заработкам действительно был. И на программу Настя пошла, чтобы прокачаться именно в этой сфере.
«О программе я узнала в Инстаграме центра «Мой бизнес». Для меня эти встречи были очень полезны: очные я посетила все, а онлайн —выборочно. Понравилась тема личного бренда: Ксения Ульянова в формате экспресс-консультации дала советы. Другие спикеры дали структурный подход, поделились своим опытом в бизнесе. Для меня это было расширение, выход из зоны комфорта», — поделилась Анастасия.
Прокачать свои знания
В программе участвовали как начинающие, так и уже опытные бизнесвумен. Например, Елена Ежикова работает самостоятельно с 14 лет, и сейчас девушка держит 3 бизнеса, включая авторское турагентство «Ежик Travel» и дачный отель «Ежики».
«Я сама была в 32 странах и живу в очень интенсивном ритме. Часто прохожу обучения, завязываю отношения. Важно, чтобы человек от своего путешествия получил эмоциональную перезагрузку, увидел свою Италию, свою Танзанию. А мои клиенты часто в благодарность привозят и дарят ежиков из разных стран», — рассказала Елена.
Особенность женского бизнеса, по мнению Лены — это многозадачность и сами ниши, в которых бизнес-дамы успешно работают.
«Рост заключается в общении: чем мы можем быть друг другу полезны. Когда мнения не совпадают, это рождает у меня новые формы моей идеи», — отметила Елена.
На программу девушка шла за бизнес-общением и за новыми знаниями. Однако получить 100% удовлетворения не дала пандемия.
«Не смогла попасть на очное занятие к самому интересному для меня спикеру — Анне Бочаровой, такая зажигалочка. Было ограничение по количеству человек. У Ксении Ульяновой же другой ритм, многим девочкам именно она зашла больше остальных. Мне очень понравились организаторы. Ира и Алена были для всех подружками в самом хорошем смысле. Рада, что встряхнула знания, в чем-то засомневалась. И огромная благодарность ФРБ за то, что они делают и столько вкладывают в предпринимателей Томска. В прошлом и позапрошлом году такого не было. Я хожу не только на «Женский бизнес», и везде спикеры высокого класса», — подытожила Лена.
Встряхнуть и помочь найти баланс
Именно этого хотели добиться организаторы программы «Женский бизнес. Хочу. Могу. делаю» для своих участниц. Предприниматель и куратор программы Ирина Анохина уверена, что такой формат (как онлайн, так и оффлайн встреч) помогает переосмыслить работу и расставить приоритеты.
«В бизнесе девушек и женщин не всегда принимают: у нас другие социальные установки, и с ними еще придется много работать. Женщины в основном — мягкие, пушистые и уютные. Им не всегда просто перестроиться. А те, кто ушел с головой в работу, теряют часть себя. Моя позиция: не нужно успевать все и быть перфекционисткой. В первую очередь расставить акценты и приоритеты», — отметила Ирина.
Организаторы получили огромный отклик от участниц и планируют сделать программу «Женский бизнес» регулярной.
А для начинающих предпринимательниц, которые только хотят открыть дело или уже запускают его, у центра «Мой бизнес» есть другие программы, в которых они смогут принимать участие. Спросить о них можно по телефону 901-000.
О других мероприятиях программы можно узнавать на сайте центра «Мой бизнес» в разделе календарь мероприятий.
Также информацию о программах и событиях смотрите в Facebook и Instagram.