Группа компаний «ЭФКО» является одним из крупнейшихпроизводителей продуктов питания. На полках любого продуктового магазина можновстретить бренды «Слобода» и Altero, а совсем недавно компания началапоставку растительных хайбургеров под брендом Hi в рестораны Центральногорегиона. Недавно ГК «ЭФКО» подписала соглашения о сотрудничестве с тремятомскими вузами в сфере развития научной и исследовательской деятельности. Какоеместо биотехнологии занимают в таком достаточно традиционном направлении, какпроизводство продуктов питания, и что нас ждет в ближайшем будущем, мы поговорили с генеральным директором ООО «ЭФКО Инновации»Андреем Зюзиным.
— Андрей Борисович, для чего производителю продуктов питаниязадумываться о биотехнологиях? Готовы ли россияне готовы покупать растительноемясо или молоко?
— Для любого бизнеса новыетехнологии – это, прежде всего, перспективы развития. Другой вопрос, что в нашей странепока нет, к сожалению, высокого потребительского спроса на альтернативные продуктыпитания. Немногие пока готовы покупать растительное молоко или мясо. Нужно расширять знания потребителей об альтернативах в рационах питания
В Америке, Европе уже естьмножество научных исследований, отчетов и статей о влиянии на организм тех илииных продуктов питания. Зарубежные потребители более охотноинтересуются и покупают альтернативные продукты питания, поскольку знают, что вних нет ничего вредного, они более экологичны при производстве. Кроме того,это отличная возможность разнообразить свой рацион.
— Андрей Борисович, где можно попробовать продукты, созданные припомощи биотехнологий?
— На самом деле, биотехнологические продукты уже есть в нашей жизни,просто мы об этом не задумываемся. Это хлеб, пиво, квашеная капуста. В их «изготовлении» участвуют дрожжи (ферменты). Благодаря научным достижениям ученые смогли направлять действия ферментовдля создания, например, ферментированного молока (по составу ононе отличимо от обычного молока). Такие продукты создаютсябиотехнологами, пищевыми технологами, и проходят множество испытаний на безопасность, после чего появляются на полках.
В сентябре мы объявили об инвестициях в производствособственного растительного мяса, а уже на прошлой неделе отгрузили первуюпартию готового продукта растительного хайбургера под брендом Hi. Повкусовым и органолептическим свойствам хайбургер воспроизводит мясо животногопроисхождения. Это подтверждают данные многочисленных, в том числе слепыхдегустаций с участием экспертов рынка.
Почему мы взялись за производство такого продукта?Приведу небольшую статистику: аналитики из AT Kearney посчитали,что к 2040 году на долю традиционного мяса будет приходиться лишь 40% рынка, надолю клеточного мяса 35%, растительного — 25%. Крометого, на земле становится все больше людей: к 2050 нас станет почти 10миллиардов. Вести сельское хозяйство так, как мы ведем его сейчас, неполучится. Отсюда всё большую экономическую и экологическую привлекательностьполучают растительные альтернативы мясу. Наш хайбургер изготавливается изкомбинации растительных белков: соевого, горохового и рисового, чтообеспечивает сбалансированный аминокислотный состав. И к началу следующего годамы планируем наладить поставку в торговые сети. О цене пока рано говорить, нодля блюд с растительным мясом, которые можно попробовать в ресторанах, ценаустанавливаются на уровне мясного аналога или не превышает его более чем на12%.
— Не вредны ли дляздоровья биотехнологичные продукты?
— Я бы сказал, потенциально они дажеполезнее многих продуктов из среднестатистического супермаркета. Онипроизведены в процессе ферментации. С учетом научных достижений последнихдесятилетий мы приблизились к тому, что не дрожжи определяют тот продукт,который они создадут, а человек. Более того, в произведенном на дрожжах,допустим, молоке, можно менять свойства. Из такого молока можно убратькомпонент, который вызывает аллергию или непереносимость лактозы. В такоммолоке нет ничего синтетического и вредного, это просто научное достижение,природный процесс, совершенно не похожий на создание химических аналоговобычной еды. На данный момент 60 % всего, чем мы с вами пользуемся, можносделать из биопродуктов. Благодаря биотехнологиям мы можем производить сыр,молоко, сахарозаменители. К счастью для нас, пищевые технологии выходят излабораторий в мейнстрим. Кстати, контроль за безопасностью таких пищевыхпродуктов в России ничуть не хуже, чем в других странах, а иногда и строже.
— Один из трендов фудтех-рынка — пища из насекомых. Почему эта пища может статьпривлекательной для среднестатистического томича, и когда она станет для негодоступна?
— Тот факт, что уже два миллиарда людей в мире используют насекомых в пищу,нас, согласитесь, мало убеждает. Но это яркий тренд в пищевой индустрии,направленный не просто на рост потребления в продуктах питания, а на выращиваниев промышленных условиях на разных питательных средах для получения белковой биомассыулучшенного или заданного состава. Белок из насекомых обладает замечательнымипоказателями по аминокислотному составу и безопасен. Он не имеет вкуса иподходит для создания практически любых продуктов: батончики, снеки, шоколад. Нов России пока белково-липидный концентрат используется только в качествекормовой добавки для рыб, свиней и птиц в агропромышленных комплексах.
Очевидно,что если мы увидим пищу из насекомых у нас в супермаркетах, то это не будутсушеные личинки, тушки тараканов и прочее, к такому наш потребитель пока точноне готов. Но добавка высококачественного протеина в другие продукты, думаю,вполне реальна в перспективе ближайших нескольких лет.