«Слышарики» — так вцентре «Созвучие» ласково называют глухих ребят, которые родились у слышащихродителей. Для последних появление ребенка с такой особенностью – настоящеегоре: трудности в школе, в быту, общении, работе… Анна Попелло сама в детствелишилась слуха и сейчас делает все, чтобы помочь слабослышащим и глухим томичамвести полноценную жизнь. О том, как петь на языке жестов и находить точки соприкосновения— в нашей истории.
Кстати, как рассказаласама Анна, слабослышащие прекрасно проявляют себя в спорте, визуальныхискусствах, как дизайн и фотография, и в интеллектуально-творческом труде. То,с каким огнем в глазах Анна говорит о своей работе – подкупает и заряжаетэнергией. Также она рассказала о главной трудности для глухих в этом году:
Когда твой ребенок нетакой как все – это непросто. Слово «инвалид» воспринимается чуть ли не какоскорбительное. Однако для самого малыша определяющим фактором являетсяотношение родителей к нему.
Вместе с АНО «Созвучие»Tomsk.ru разбирался, как семье с не слышащим ребенком адаптироваться всовременном мире и преодолеть трудности.
Первыйстрах: можно ли вылечить?
Итак, ребенок нереагирует на звук. Первое, что приходит на ум родителям после осознания иподтверждения врачей, — его нужно вылечить. Однако такой подход сразу даетпонять человеку, что он другой.
Помочь ребенкуадаптироваться и не чувствовать себя другим может только колоссальная работародителей. В центре «Созвучие» для этого работают психолог, сурдопедагог илогопед.
Второйстрах: как с ним разговаривать?
Сейчас слово глухонемой— устаревшее: немые люди не имеют языка. А глухие люди могут общаться с помощьюжестового языка.
Для родителей важноналадить с ребенком канал коммуникации, неважно – звучащей или жестовой. Когдаслышащий человек думает, у него в голове звучит голос, когда глухой — жесты.Однако если ребенок не слышит и не знает жестов, развитие замедляется.
Третийстрах: как он найдет работу?
К сожалению, это факт:глухие люди сейчас в большинстве не трудоустроены, или выполняютнизкоквалифицированную работу. Однако проблема кроется не в самих глухих людях:у них есть огромный потенциал для работы во множестве сфер. Из них могутполучиться великолепные спортсмены, фотографы, дизайнеры, декораторы,программисты, также работники интеллектуальной сферы. И здесь главное, чтобытаких успешных примеров было больше.
В Томске впедагогическом университете преподают жестовый язык для тех, кто будет работатьс детьми. И в этом необходимы «носители языка» — глухие педагоги. Они могут научитьне только самому жестовому языку, но и донести важные моменты с точки зренияпсихологии, а также показать собой успешный пример.
В самом АНО «Созвучие»и ТРО ВОГ 5 глухих сотрудников: курьер, 2 тренера, которые преподают жестовыйязык, инструктор по спорту и организатор мероприятий. Сама Анна — сильныймотивирующий пример любимого ребенка, который стал успешным взрослым.
Страхчетвертый: как найти ресурсы в себе?
Первое время любаяпроблема отделяет тебя от мира: кажется, что ты с ней остаешься один на один.Однако в случае с глухотой это не так. В Томске существует несколькоорганизаций, которые помогают людям с нарушениями слуха адаптироваться вобществе и жить ярко и полноценно. Это в том числе Томское региональноеотделение ОООИ «Всероссийское общество глухих» и АНО «Созвучие».
Сама Анна ранееработала в Томском техникуме социальных технологий переводчиком жестовогоязыка. И со временем захотела не только помогать с переводом, но и создатьсреду, в которой глухим людям будет комфортно. Появилось в 2017 году АНО«Созвучие», ключевой задачей которого стала слухоречевая и социокультурнаяреабилитация, которая бесплатна для семей с детьми с нарушенным слухом, онавключает разные мероприятия – от занятий с сурдопедагогом и логопедом дотренингов, экскурсий, мастер-классов.
Занятия сурдопедагога илогопеда направлены не только на развитие речи, но и на самое главное – наразвитие мышления. Подросшие дети «Созвучия» обожают каникулярные выездныесмены в ЦПК «Солнечный».
А с родителями работает психолог, чтобыдоносить знания и давать поддержку.
Сейчас Томское РО ВОГвместе с Фондом «Равенство возможностей» запускает новый проект «Давайпоговорим». В рамках него жестовый язык учат слышащие дети, которым он сталинтересен. При этом в их окружении нет людей с нарушением слуха.
Глухой ребенок — не приговор. И сейчас длянего и для его родителей в городе есть места, где можно получить поддержку,научиться новому и отдохнуть. В дальнейшем, надеемся, таких мест будет гораздобольше.
Авторы: Екатерина Бычкова, Дарья Афонасова, Светлана Нифонтова, Денис Солдаткин, Ирина Павлуцкая.