Евгений Колубаев возглавляет Институт физики прочности и материаловедения Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.
Учреждение ведет фундаментальные, поисковые и прикладные исследования мирового уровня в области создания новых материалов и технологий для медицины, ядерной энергетики, транспорта, авиакосмической отрасли, освоения Арктики.
С детства Евгений не мечтал заниматься наукой. В выпускном классе у него не было осознанного понимания, чему он хочет посвятить свою жизнь. Физический факультет Томского государственного университета мужчина во многом выбрал по совету родителей, которые также являются его выпускниками. В 1996 году выбор физики как профессии можно назвать нетривиальным. Многие выбирали «модные» в то время специальности юриста и экономиста.
Преподаватели старой закалки
Студентов физфака ТГУ учили преподаватели старой, советской закалки — не делавшие поблажек, но хорошо знавшие студентов и, несмотря на строгость, поддерживающие интерес к предмету и развитию.
«Куратор нашей группы Николай Александрович Александров как-то на третьем курсе позволил воспользоваться его гаражом и сам помог в ремонте моей первой машины», — вспоминает Евгений.
Ученые-«чернорабочие»
После окончания университета в 2002 году у ученого были мысли уехать работать за рубеж. Несколько раз он трудился в Германии по контракту, и в итоге отказался от этой мысли.
«Существует мнение, что работа за рубежом – это большая удача. Но на самом деле все далеко не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Я знаю ученых, которые переезжали, а в итоге работали, фактически, «чернорабочими» у исследователей, уже сформировавших свое научное имя», — рассказал исследователь.
За границей россиянина окружают люди с другим менталитетом, с другими представлениями о дружбе. Даже поговорить на родном языке не с кем.
Были у выпускника ТГУ также идеи заняться бизнесом — сказывалось влияние 90-х. Зарплата ученых была в то время невысока. Но для решения остаться в науке одним из самых важных для мужчины аргументов была возможность постоянного развития. Если в других областях есть определенный «потолок» для профессионального роста, то ученый может совершенствоваться постоянно, всю жизнь, и возраст этому не помеха.
Кроме того, начиная с нулевых годов ситуация в российской науке меняется в лучшую сторону: появились научные и научно-технологические проекты с гарантированным госфинансированием. Российские ученые получили возможность публиковать свои результаты в лучших зарубежных журналах.
Наука не мешает обеспечивать семью
Сейчас заниматься наукой, по мнению исследователя, особенно интересно. Специалисты Института физики прочности и материаловедения СО РАН выполняют крупные проекты по разработке и внедрению на ведущих предприятиях передовых производственных технологий.
В пример он привел сварку трением с перемешиванием.
«Эта технология позволяет кардинально улучшить процессы сварки на промышленных предприятиях, давая выигрыш по производительности, экологической безопасности и, самое важное, надежности, бездефектности сварных соединений. Ее сейчас внедряют на ведущих предприятиях Роскосмоса», — рассказал Евгений Колубаев.
Другой пример — технологии 3D-печати крупногабаритных (до нескольких метров) изделий из металлической проволоки или прутка. Благодаря реализации этого проекта сейчас Россия – третья после США и Китая имеет как производство промышленного оборудования для ЗD-печати металлической проволокой, так и свою производственную технологию. Последняя независимо от санкций позволяет перейти к промышленному аддитивному производству крупноразмерных изделий для авиакосмических и транспортных систем.
«Для тех, кто выбирает свой путь и ищет возможности для личностного и профессионального развития, хочу сказать — давно прошли те времена, когда ученый в России не мог обеспечить себя, свою семью, не перестав заниматься любимым делом. Сейчас в научных организациях есть и достойная оплата и очень интересные, востребованные наукой и обществом проекты. И множество возможностей, увидеть которые позволяют в том числе и тот запас знаний, та подготовка, то умение думать и та широта кругозора, которые дает ТГУ», — подытожил Евгений Колубаев.