Ссентября этого года томичи стали получать единые платежные документы по тремкомуслугам: горячей воде, отоплению и электроэнергии. В Томском районе единыйплатежный документ внедрили еще раньше — в октябре 2019-го. Документы формируетЕдиный информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) Томской области. Мы задалируководителю центра Алексею Смирнягину пять главных вопросов о работе.
Чтоизменилось в жизни томичей с единым платежным документом?
Заисключением удобства — ничего. Вместо кипы квитанций скоро жителям будетдостаточно одного документа для оплаты комуслуг. При этом комиссия за услугицентра не начисляется. Собственно, комфорт граждан — главная цель созданияЕдиного информационно-расчетного центра. Сейчас жители некоторых домов ужеполучают единую «платежку», однако массовое использование документа толькопредстоит томичам.
Яхочу получать единый платежный документ. Что мне делать, чтобы услугиуправляющей компании появились в одной квитанции?
• Нужнодействовать через свою управляющую организацию. Для этого как правило проводятсобрание собственников и предоставляют в Единый информационно- расчетный центр протоколрешения.
• Аесли у вас ТСЖ, то руководитель организации должен оформить договоренность срасчетным центром также после согласования с собственниками жилья.
Есликвитанция называется единой, почему в нее не вошли все коммунальные услуги?
В отдельныхнаселенных пунктах, например, Томского района жители получают единый платежныйдокумент: в квитанции доходит до 11 позиций. В том числе, документ включает всебя услуги управляющих компаний.
Внастоящее время жители г. Томска получают платежный документ, по которому могутоплатить такие услуги, как электроэнергия, отопление, горячая воды, газ — тоесть услуги компаний «Томскэнергосбыт», «ТомскРТС», «Томскоблгаз». В сентябреприсоединились к ЕИРЦ некоторые УК, потребители которых теперь могут оплатитьжилищные услуги данных компаний посредством ЕПД.
ЕИРЦпытается привлечь в единую систему начисления всех поставщиковжилищно-коммунальных услуг. Это открытая организация, куда может прийти любойисполнитель коммунальных и жилищных услуг для размещения их в квитанции. Тоесть, в первую очередь, должно быть желание поставщика, чтобы его информациябыла отражена в едином платежном документе. А мы готовы включить в квитанциювсех.
Так,если жителям не стоит опасаться дополнительных расходов, на чем зарабатываетЕИРЦ?
Центрбудет зарабатывать за счет экономии ресурсоснабжающих организаций и поставщиковуслуг, поэтому томичам не стоит опасаться комиссии за работу центра.Формирование и печать квитанций, их доставку до потребителей, прием платежей —все эти статьи расходов компании раньше неизбежно несли в одиночку. Теперь жеони смогут распределить их между собой.
Такжене стоит опасаться увеличения тарифов за комуслуги. Вопрос тарифногорегулирования — это вопрос ресурсоснабжающих компаний и департамента тарифногорегулирования, а ЕИРЦ — это платежный агент. Формирует тариф ресурсоснабжающаяорганизация, утверждает — департамент, а центр никакого отношения кформированию тарифов не имеет и его появление не повлияет на рост тарифов.
Приоплате единого платежного документа не перестанут действовать льготы и субсидиина комуслуги. Расчетный центр передает также данные о платежах в департаментсоциальной защиты населения, поэтому в процессе получения выплат жителями ничегоне изменилось.
Какоплачивать по одному QRкоду и когда оплату увидит поставщик услуги?
Хотелось бы отметить,что оплата по единому платежному документу —это одно сканирование, однатранзакция, а значит, уменьшение траты времени на очередь или на оплату черезинтернет-сервисы, а это удобно. При этому человека остается право выбрать, какую сумму он будет оплачивать по каждойконкретной услуге. В электронном виде это можно сделать, нажав на выставленнуюему сумму платежа и, при желании изменив ее, а в рассчетно-кассовых центрах -сказав об этом оператору. Именно эту сумму, которую оплатит клиент, ЕИРЦпередает поставщику услуги. Средства перечисляются в течение одного дня,расчетный центр их не собирает, а сразу распределяет поставщикам услуг икоммунальных ресурсов.