Источник фото: Максим Зырянов/Tomsk.ru
Авторские материалы

Честный разговор: эксперт рассказал о сложностях управления многоквартирниками

15:01 / 21.10.20
6361

Разбираем частые проблемы томских многоэтажек

Мы в социальных сетях:

В каждом многоквартирном доме, как правило, есть управляющее лицо, которое следит за содержанием общедомового имущества, проводит необходимый ремонт, отвечает за качество коммунальных услуг, занимается благоустройством, то есть старается сделать все, чтобы жильцам было комфортно находиться в доме и на прилегающей к нему территории. Наиболее распространенными в Томске являются управляющие компании, ТСЖ (товарищество собственников жилья), ЖК (жилищные кооперативы). И если управляющая компания — это определенная организация, она может находиться довольно далеко от дома, то ТСЖ и ЖК, по большей части, формируются из жильцов дома, которым управляют.

Ведущий эксперт жилищно-коммунальной отрасли Владимир Фурсин, возглавляющий ТСЖ «Мира, 35», относящегося к дому с одноименным адресом, рассказал, с какими проблемами может столкнуться при управлении и какие действия, согласно законодательству, нужно предпринимать для их устранения.

Дом на Мира, 35 построен еще в Советское время, в нем десять подъездов и девять этажей, соответственно, жильцов в нем довольно много, и проблем, которые они поднимают, оказалось также достаточно. Корреспонденты портала Tomsk.ru пообщались с жильцами, которые считают, что здание и прилегающая территория далеки от совершенства и выдвинули 15 пунктов, с которыми, по их мнению, председатель не торопится разобраться. В частности, жильцы дома сообщили о следующих проблемах: плата за выгул собак и невыход на субботники, отказ от обслуживания спортивной площадки, постоянный запах канализации и засоры в одном из подъездов, неработающие доводчики на входных дверях в подъезде, отсутствие председателя на рабочем месте во время приема граждан, недостаточная уборка снега в зимнее время, отсутствие договора с региональным оператором на вывоз мусора, слишком большая зарплата председателя, игнорирование обращений жильцов, отсутствие летнего благоустройства. Мы вместе с председателем обсудили перечисленные проблемы.

По мнению Владимира Фурсина, почти в каждом доме есть инициативная группа томичей, которая несогласна с текущей ситуацией и пытается ее изменить. Их видение проблем не всегда совпадает с действительностью и из-за этого возникают спорные ситуации, которые, порой, могут доходить до открытого противостояния и конфликтов. По его словам, в доме на Мира, 35 таких жителей порядка 30, они пишут жалобы во всем возможные инстанции и пытаются уличить председателя в нарушении прав жильцов. Также из-за запрета на массовые собрания граждан, в 2020 году невозможно провести общедомовое собрание и обсудить накопившиеся вопросы, поэтому его можно организовать только в заочном порядке, а затем собрать подписи жильцов.

Выкашивание травы на придомовой территории

Раньше мы выкашивали траву за домом, но там стали собираться томичи из других домов, выгуливать там собак. Собственники квартир начала жаловаться на лай животных и следы их пребывания, которые никто не убирает. Мы решили поэкспериментировать и уже второй год траву на этой территории не выкашиваем, и ситуация в корне изменилась — там практически перестали выгуливать животных. Это муниципальная земля, поэтому мы не можем тратить общедомовые деньги на эти нужды. Косить там траву ТСЖ также не обязано.

Плата за выгул собак и невыход на субботники

В доме на Мира, 35 уже много лет существует правило, что если у жильцов есть собаки, то за каждую из них хозяин квартиры оплачивает определенную сумму. По состоянию на 2020 год она достигла 70 рублей ежемесячно. Не все жильцы согласны с таким порядком и считают, что плата за домашнее животное не обоснована.

«Такой порядок был введен еще много лет назад самими жильцами на одном из общих собраний. Самостоятельно ее я отменить не могу, для этого нужно собрать жильцов и их подписи для отмены оплаты», — рассказал Владимир Фурсин.

Плата за невыход на субботник

Ежегодно жильцам дома приходят квитанции со сборами за весеннюю уборку, которую ошибочно некоторые называют «за невыход на весенний субботник». То есть жители могут выбрать: либо внести плату установленную решением собрания собственников, либо поучаствовать в уборке возле дома и не платить в казну дома на 500 рублей с квартиры. Это не касается жильцов, имеющих противопоказания медицинского характера, и людей в преклонном возрасте. 

«Изначально это было принято еще при Советском Союзе. В 2008 году была установлена сумма в 100 рублей, а 500 начали начислять несколько лет назад после решения собрания собственников. С этого момента не изменялась. Мы будем ставить вопрос об отмене сбора за весенний субботник и тогда больше не будем закупать мешки и другой инвентарь, необходимый для проведения этого мероприятия, будем это требовать с мэрии», — отметил председатель ТСЖ. 

За это время существенно изменился состав жильцов дома и не все они в курсе принятия этого решения, поэтому и возмущаются. Для изменения этого пункта также нужно собрать жильцов и вместе с ними решить, оставлять ли эту графу в квитанции или убрать насовсем. Так как в 2020 году этого сделать не получится, то, вероятнее всего, будет обсуждаться весной следующего года. Но можно провести и заочное собрание, собрать подписи в отмену ранее принятого решения. Это по силам активистам, которые больше всего возмущаются этими платежами.

Отказ от обслуживания спортивной площадки

В 2020 года жильцы дома написали обращение в городскую администрацию и возле дома установили детскую спортивную площадку. Теперь некоторые из них жалуются, что председатель дома отказывается ее обслуживать, то есть запретил дворнику убирать на ней мусор.

«Площадка находится на муниципальной земле, чтобы мы ее содержали, нужно, чтобы нам передали документы, хотя бы акт приема-передачи имущества. Следующий шаг, чтобы ее содержать, мы должны на общем собрании собственников включить эту площадку в состав общего имущества, соответственно, это отразится в квитанциях», — рассказал эксперт.

Запах канализации и засоры

 Жители пожаловались на частые засоры центральных канализационных труб и соответствующих запах в подъездах.

«Это частая проблема восьмого подъезда. У нас жильцы, квартиры которых находятся на этом стояке, постоянно кидают в унитаз то, чего кидать нельзя. Раз или два в месяц сантехники производят очистку труб и вытаскивают оттуда различные предметы, например, белье. У нас здесь некоторые квартиры сдаются, и мы предполагаем, что их жильцы поступают таким образом. Для борьбы с этим мы вывешиваем объявления, проводим личные беседы. После этого на какое-то время засоры прекращаются, потом все начинается заново», — заметил Фурсин.

Неработающие доводчики на входных дверях в подъезде

Жители говорят, что в одном из подъездов уже около двух лет на входной двери не работает доводчик, дверь плотно не закрывается, зайти в подъезд может кто угодно.

«Пока можно было ремонтировать, мы ремонтировали. Долго не могли найти подрядчика, который бы не только сделал работу, но и предоставил после ее завершения необходимые документы. Сейчас подрядчик найден, двери будут заменены в ближайшее время», — рассказал председатель.

Отсутствие председателя на рабочем месте

Жильцы возмущаются, что не всегда председатель бывает на месте во время работы установленного графика, по вторникам может уйти раньше, а по четвергам и вовсе оставляет вместо себя доверенное лицо.

«Для них, то что я веду здесь прием — это работа, в остальное время я якобы ничего не делаю. Хотя на самом деле прием граждан не регламентирован, есть много кооперативов, которые принимают людей только раз в месяц. У нас есть определенный график работы ТСЖ — это вторник и четверг с 19 до 21:00. Здесь находится бухгалтер, принимает платежи от населения, по вторникам здесь нахожусь я, а в остальное время — бывший председатель ТСЖ Людмила Федоровна Болотова, которая работала в этой должности более 20 лет. Она не входит в состав правления, но лучше всех знает проблемы дома. Мне нужен был помощник, и она оказалась лучшей кандидатурой на эту роль. Мы оформили на официальном собрании правления, я выписал человеку доверенность, это не запрещено», — рассказал Фурсин.

Недостаточная уборка снега в зимнее время

Жильцы сообщили, что проезд вдоль дома не очищается от снега, как сообщил председатель, это заявление необоснованно.

«Раньше уборка этого внутриквартального проезда проходила один раз весной. Это внутриквартальный проезд, то есть муниципальная земля. За содержание этой территории ответственна районная администрация, но эта дорога у них не стоит в плане, поэтому ее уборки никогда не осуществляют, однако тратить общедомовые деньги на эти цели мы не имеем права. В настоящий момент мы вместе с районной администрацией решаем этот вопрос. Надеюсь, что со следующего зимнего периода он разрешится. Раньше ТСЖ делало это один раз в год, в марте: нанимало технику и вывозило снег, так как он превращался в кашу и проехать там было невозможно. В этом году я инициировал эксперимент, мы почистили эту дорогу два раза. Снег после уборки не вывозился, а складировался на газон. Я из своего кармана отдал 7 500 рублей за трактор, и снег вывезли. Мы повесили объявление, что собственники, которые готовы в этом поучаствовать, могут сдать по 150 рублей. Два или три месяца они сдавали деньги. Мне вернулось 7350 рублей. Вывоз снега стоит порядка 70-80 тысяч рублей, поэтому я предложил жильцам чистить эту дорогу и убирать снег за добровольные взносы, а не тратить на эти цели деньги ТСЖ, пока райадминистрация не начнет убирать ее в установленном порядке», — отметил председатель ТСЖ.

Также жильцы дома сообщили, что убирали снег лопатами самостоятельно.

«Да, они вышли, пофотографировались, чуть-чуть погребли без особого успеха, выложили кадры в интернет и все. Вышли около семи человек, они убрали снег около двух подъездов, когда снег только начал рыхлиться, во время снегопада. Когда снег прекратился, мы наняли технику и убрали его. Жильцы имитировали бурную деятельность с КПД около нуля, чтобы дискредитировать действующее правление», — сообщил Фурсин.

Вывоз мусора

Жители возмущаются, что мусорная реформа началась в 2019 году, но до сих пор ТСЖ не заключило договор о вывозе мусора с регоператором: контейнеры постоянно переполнены, возле площадки лежат отходы, а летом возле этого места довольно неприятный запах.

«Не дождавшись договора от САХа, я сам предложил Спецавтохозяйству это сделать, они мне его не дали. Я встречался с руководителем, он сказал, что типовой договор можно скачать с сайта организации. Я его распечатал, сделал протокол разногласий, отвез им, до сих пор ответа не получил. В связи с этим мы на собрании собственников приняли решение выйти на прямые договоры и уже второй месяц САХ напрямую нам выставляет оплату за вывоз мусора. Первое время они вывозили раз в два-три дня не в полном объеме. В этом году меня уже обматерил водитель за то, что я сфотографировал процесс вывоза мусора, подходить ко мне не стал. Я обратился к руководителю САХа и попросил больше не присылать на наш адрес хамов», — рассказал Владимир Фурсин.

Емкость бункера, который стоит возле дома, намного меньше, чем приходят начисления на всех жильцов дома. И если вывозить мусор ежедневно, то он не будет скапливаться на площадке и все будет в порядке.

Зарплата председателя

Жители отмечают, что с приходом Владимира Фурсина к должности председателя, существенно выросла зарплата главы ТСЖ.

«Изначально размер вознаграждения председателя рассматривали на правлении и включали в смету. Когда я пришел сюда председателем, фонд на вознаграждение составлял порядка 43 тысяч рублей, но с этой суммы выплачивались налоги, и получалось она на руки гораздо меньше. Так как я являюсь индивидуальным предпринимателем, то предложил заключить со мной договор напрямую, чтобы я сам платил налоги с этой суммы. В результате сумма немного снизилась, но не все жильцы это понимают», — отметил эксперт.

Отсутствие отклика на обращения и предложения

Жители говорят, что председатель не отвечает на жалобы и обращения.

«Мы не тратим деньги на пересылку писем, так как сейчас отправка одного письма обходится в пределах 100-200 рублей. Жильцы приносят обращение, я в течение недели пишу ответ, он находится у нас в специальной папке и ждет заявителя. Потом человек забирает его и расписывается в получении», — отметил председатель.

Отсутствие летнего благоустройства

Жильцы пожаловались, что придомовая территория совершенно не благоустроена: нет клумб, скамеек, урн возле подъездов, не высаживаются цветы и не завозится песок на детскую площадку.

«Раньше возле дома функционировал фонтан, стояли скамейки, рядом был магазин по продаже алкоголя, поэтому это место облюбовала молодежь, они сидели здесь по ночам, шумели, оставляли после себя мусор. Жильцам это не понравилось, тогда все скамейки убрали. В ближайшее время мы планируем расширять парковку возле дома, чтобы увеличить число машиномест, так как дом строился еще в советское время и тогда в них просто не было необходимости», — отметил председатель.

«Если бы некоторые жители направили свою активность не на борьбу с правлением, что только отвлекает от работы, а на совместные усилия по созданию благоприятных условий проживания, то, возможно, и проблем было бы меньше. Вместо этого, некоторые из них, попав в правление, сразу отказались поработать, но затребовали оплаты за факт нахождения в составе правления», — резюмировал ведущий эксперт жилищно-коммунальной отрасли Владимир Фурсин.