Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — дело каждого. 18+
Трогательное, очаровательное, смешное и неожиданное кино о первой любви. Все это говорят про «Китобоя» критики, превознося новую российскую авторскую картину, которая и без них успела ухватить ворох различных наград и премий. На первый взгляд, история юного чукотского охотника, влюбившегося в вебкам-модель, цепляет и вызывает удивительный интерес уже на уровне синопсиса, однако дальше кино начинает заигрывать с метафизическими материями, убивая к себе весь интерес. Но обо всем по порядку.
Фильм рассказывает о Лехе, молодом охотнике на китов с самых окраин Чукотки, где, по словам его друга, можно помахать в сторону океана и тебя заметят американцы на Аляске. Катализатором всех событий становится ноутбук и интернет, с помощью которого голодный до женского внимания Леха начинает осваивать сайты для взрослых, натыкаясь на любовь всей своей жизни — вебкам-модель из Детройта. Сыграла ее Кристина Асмус.
Казалось бы, вот тебе и отличная затравка для всевозможных размышлений и исследований: первая любовь, странное проявление чувств в современном цифровом мире и невозможность достичь своей цели в виду колоссальной культурной и образовательной разницы. Леха — малограмотный, дерзкий, грубоватый и попросту не очень умный молодой человек, будто застрявший в 18 веке крестьянин. Все что мы видим, это как Леха наивно пытается поговорить с ноутбуком, верит, что модель его слышит и даже отвечает взаимностью.
Но такая очень человеческая и реалистичная затравка начинает размываться огромным количеством символизма, гротескными и очевидными метафорами вроде забитого толпой мужчин кита, где сравнение идет явно в пользу модели для взрослых. Все это, по моему скромному мнению, не нужно этому фильму. Бесконечно долгие планы тундры, попытки прикоснуться к эстетике паназиатского кинематографа, передирая к себе в картину необычные и нелогичные для европейского зрителя повадки героев, пространные речи деда главного героя — все это лишние нагромождения, которые рушат весь флер заданной вселенной.
Фото: versia.ru
Очень эклектичное сплетение крайней Чукотки, где белые женщины, интернет и другие привычные для нас с вами вещи превращают окружение в очень некомфортную, но однозначно интересную среду обитания, за которой однозначно любопытно следить. Но авторский замысел застрял между «Она» Спайка Джонза, где главный герой влюбился в свою операционную систему, и крайне посредственным «Комбинатом «Надежда», где показать быть дальнего севера России было самоцелью режиссера и сценариста.
В итоге все потуги Лехи достичь свою любовь, моменты его ревности к приват-чату модели и другие нелогичные вещи не находят должного отклика. Главный герой просто не вызывает симпатии, потому что он не является героем, он просто набор не самых лучших качеств, которые умножили на силу первой любви. И даже его отчаянная попытка добраться до Аляски и последующее неожиданное возвращение в Россию, которую он путает с Америкой, не вызывает никаких эмоций. Более того, конец фильма затянут так сильно, что можно выходить из кинотеатра, не дожидаясь окончания пути главного героя. А жаль, идея все-таки была очень интересной. Впрочем, кому-то может зайти и такое кино, так что идти смотреть только на свой страх и риск.