«У вас подозрение на онкологию». После этой фразы появляется тревога. Однако не нужно думать, что с проблемой вы или ваш близкий остаетесь один на один. Для помощи в решении такого серьезного вопроса и, в первую очередь, для информационного сопровождения пациента в Томском областном онкологическом диспансере создан Единый центр мониторинга. Как именно центр помогает пациентам, мы выяснили вместе с начальником отдела контроля оказания медицинской помощи Анной Зайцевой.
Настороженность
В случае настороженности врач обязан направить в онкологический диспансер сигнальное извещение, на основании которого пациент включается в информационную базу Единого центра мониторинга, и специалисты начнут оказывать ему помощь.
Томский областной онкологический диспансер сотрудничает со всеми муниципальными медучреждениями Томской области и с большинством частных медицинских организаций.
«Мы делаем все возможное, чтобы получать сигнальные извещения от врачей при малейшем подозрении. Чем раньше мы направим пациента на лечение, тем лучше», – рассказывает специалист.
ЧТО ДЕЛАЕТ ЦЕНТР
Единый центр мониторинга сопровождает пациента на протяжении всего обследования, лечения, а так же в течении года после его завершения.
«Наше основное направление –пациентоориентированность. Чтобы не бросить человека без информации, чтобы он всегда знал, куда может обратиться, уточнить этап диагностического поиска и лечения. Диагноз, с которым приходят к нам, у многих вызывает растерянность и тревогу. Однако отчаиваться не стоит, мы поможем пациенту пройти обследование в кратчайшие сроки, тем самым ускорить получение специализированной помощи», — отметили в центре.
Для подтверждения диагноза и уточнения его стадий, пациенту потребуется пройти широкий спектр диагностических процедур. Центр помогает построить удобный маршрут, чтобы сократить время и сделать некоторые обследования сразу в одном месте и в одно время. Так же единым центром мониторинга проведена большая работа по привлечению диагностических ресурсов других лечебных учреждений, оказывающих услуги в системе обязательного медицинского страхования, что позволило сократить сроки обследования пациентов с подозрением на новообразование.
«Напрямую мы взаимодействуем по телефону с пациентами и родственниками. Зачастую на приеме у врачей или консилиумах пациент из-за волнений не запоминает информацию. Когда проходит шоковое состояние – возникают вопросы. Все кто «потерялся» на каком-то этапе лечения, могут обратиться в Единый центр мониторинга», – рассказали специалисты.
КТО И КАК БУДЕТ МНЕ ПОМОГАТЬ?
В едином центре мониторинга поток пациентов распределен по функциональным группам.
Первая группа – входная. Сюда поступают сигнальные извещения от лечебных организаций области, в том числе из дежурных приемных отделений и стационаров о пациентах со злокачественным новообразованием либо с подозрением на него.
Задача данной группы — организация консультации врача-онколога для первичных пациентов, оценка объемов необходимой медицинской помощи остальным пациентам и передача данных в другие функциональные группы единого центра мониторинга для дальнейшей работы
После первичной консультации онколога при необходимости дальнейшего обследования данные о таких пациентах поступают во вторую группу — «группу маршрутизации». Именно здесь для каждого пациента, согласно рекомендациям врача-онколога, выстраивается маршрут диагностических процедур, с учетом общего состояния и места жительства пациента.
«Многие обследования не проходят без подготовки. О ней рассказывает врач, а детали можно уточнить у нас. Большинство обращений приходится на начало лечения», — подчеркивает Анна Зайцева.
После диагностики, в случае необходимости, пациент направляется на онкологический консилиум с целью определения дальнейшей тактики лечения пациента.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ НАЧАЛА ЛЕЧЕНИЯ?
Пациентам, направленным онкологическим консилиумом в стационар для получения специализированного лечения, помогает «Группа плановой госпитализации». На этом этапе организуется направление больных не только в отделения онкодиспансера, но и в лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь по профилю онкологии.
Для пациентов, получающих длительное курсовое лечение, группой госпитализации осуществляется помощь в прохождении контрольного обследования, уточнения даты и времени госпитализации, а так же наличие необходимого лекарства.
Иногда по решению онкологического консилиума пациент направляется на симптоматическое лечение проявлений заболевания, лечение осложнений злокачественного новообразования, либо лечение сопутствующей патологии, в другие лечебные учреждения. Взаимодействие с данными категориями пациентов, осуществляется группой симптоматической помощи.
А ЧТО ПОСЛЕ ЛЕЧЕНИЯ?
Даже после всех этапов лечения поддержка продолжится. Группа динамического наблюдения ведет пациентов после окончания терапии. В Едином центре мониторинга на контроле пациенты остаются в течение года. Наблюдаться у врача-онколога с прохождением контрольных обследований необходимо один раз в три месяца – о них Центр также напомнит. В этот период важно наблюдаться и не упускать этот момент.
В Центре мониторинга — персонализированный подход для каждого пациента с учетом его пути лечения.
Каждой группой контролируется преемственность, а так же сроки оказания медицинской помощи.
МОЖНО ЛИ УМЕНЬШИТЬ ЧИСЛО ВИЗИТОВ К ВРАЧАМ?
До октября прошлого года пациенты онкодиспансера сами забирали свои материалы для молекулярно-генетических исследований. Они консервируются и могут потребоваться для повторных исследований — от этого зависит выбор препарата. Часть исследований онкодиспансер проводит у себя, часть отправляет в другие организации нашего и других регионов. Пациенту приходилось в этом разбираться. Теперь в Центре мониторинга есть отдельная группа, которая занимается этим по запросу от онколога. Группа также направляет пациентов на ПЭТ КТ (Позитронно-эмиссионная компьютерная томография), в нашем городе этого исследования пока не делают, его можно выполнить в Новосибирске, Кемерове и Санкт-Петербурге. Центр связывается с пациентом, чтобы определить, куда поехать будет удобнее, и помогает собрать необходимый пакет документов.
ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ НАЧИНАЕМ С ПРОФИЛАКТИКИ
Профилактика – одно из важных направлений ОГАУЗ «ТООД».
Напоминать томичам о своем здоровье помогают акции, которые проводит онкодиспансер. Например, «ОНКОдозор: проверь родинку!». Центр мониторинга получает от врача оценку родинки по фото. Если необходим очный осмотр онкодерматолога – с пациентом свяжутся и пригласят на консультацию. Также в Томске проходила акция « Томский Бородабрь» — бесплатный скрининг на ПСА (простатический специфический антиген). Часть пациентов по результатам анализов дополнительно пригласили к урологу, провели необходимые исследования, назначили лечение и контрольный осмотр. Акция «Маммодень» — жительницы региона смогли пройти бесплатную диагностику рака груди (узи и маммографию). Центр мониторинга маршрутизирует пациентов при необходимости дообследования после участия в акции.
КАК К ВАМ ОБРАТИТЬСЯ?
Единый Центр мониторинга на базе Томского областного онкологического диспансера дает каждому из пациентов информационное сопровождение – от первого обращения до начала динамического наблюдения.
Телефон указан в документе «Онкологический консилиум», который получает пациент. Также можно позвонить уточнить дату, время госпитализации, либо порядок действия при первом обращении.
«Нам звонить можно в любой ситуации на любом этапе. Очень приятно слышать слова благодарности от пациентов и их родных, в такие моменты понимаешь важность и нужность работы Единого центра мониторинга», — рассказала Анна Зайцева.
Телефон Единого Центра Мониторинга — 909 599
Сайт онкодиспансера: tomonco.ru
Томский областной онкологический диспансер в соцсетях: www.instagram.com/tomonco.ru/