Пандемия коронавирусной инфекции идет на спад. Но COVID-19 из нашей жизни ужене уйдет, мы лишь сможем уменьшать масштабы заболваемости благодаря вакцине идругим средствам. А пока вспомним, каково было врачам пережить пандемиюкоронавирусной инфекции. Своими мыслями с нами поделилась заведующая терапевтическимотделением респираторного госпиталя СибГМУ Татьяна Сорокина.
О страхах пациентов
Если говорить о самых ярких впечатлениях от «ковидных»пациентов, то сразу вспоминаются их страхи, особенно, в первые дни. Люди никакне могли понять, почему они ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, апри этом умудрились заболеть. Они не знали, как себя вести, видели перед собойтолько сотрудников в защитных костюмах. Иногда даже не узнавали лечащего врача– за средствами защиты видны только глаза, хоть бейджи у всех и были. Боялисьза близких – иногда ведь в госпиталь попадают семьями. Или, наоборот, детиоставались дома. Этот страх — яркое отличие «ковидных» пациентов от остальных.
О защитных костюмах
Прошло уже четыре месяца, но к защитным костюмам мы непривыкли до сих пор. Пожалуй, к ним невозможно привыкнуть. Из лайфхаков,облегчающих их ношение — лейкопластырьпод очки. Так они меньше натирают. Завтрак с утра себе позволяю самыйминимальный — чтобы не хотелось в туалет и можно было выдержать в костюме всевосемь часов смены.
О графике работы
Рабочий день в среднем увеличился на час из-за того, чтонужно до и после «красной зоны» пройти обработку и одеться в защитный костюм. Унас в отделении добавились смены по выходным. В будни есть врачи, которыеработают только с 8:00 до 16:00. Дальше смены идут с 16:00 до 20:00 и с 20:00до 8:00. На дежурствах нас спасают ординаторы, за что я им искренне благодарна.Жаль будет с ними расставаться в сентябре, когда закончатся их контракты.
О врачах-стажерах
Ординаторы первого и второго года учебы спасли не тольконас, но и остальные респираторные госпитали. Не представляю, как бы мы без нихобошлись. Непросто с анастезиологическими медсестрами и реаниматологами — их ибез эпидемий не хватает. В остальном коллектив более-менее укомплектован. Темне менее, выдерживали далеко не все из медратоников. Зарплата увеличилась втрое— помимо основного оклада выплачивают 80 тысяч рублей федеральных надбавок ипомимо них еще областные выплаты. Деньги, конечно, важны, но я не могу сказать,что для наших стажеров они были главным аргументом. Им интересен сам опытработы в формате госпиталя. Такая мобилизация происходит, согласитесь, некаждый год. Я вижу живой, активный интерес к проблеме, к пациентам, к организацииработы. Иной раз мне самой есть чему поучиться у молодых врачей.
Об отдыхе врачей
Как восстанавливаемся после тяжелых смен? Да всестандартно. Помогает общение с семьей,активный отдых. В этом году мой сын сдавал единый госэкзамен. Честно говоря, яне боялась того, что он заболеет в принципе, но переживала, что это случится невовремя. Правила допуска были жесткие — с температурой 37,1 от экзаменов ужеотстраняли. Чтобы не рисковать, на время, пока он сдавал ЕГЭ, я переехала впарк-отель под Томском. Там каждый день ходила купаться на Сенную Курью.
О будущем
Очевидно, что мир уже не будет прежним. Коронавирус никудане денется, просто мы привыкнем и научимся с ним жить. Возможно, выработаетсяколлективный иммунитет. Думаю, повторные эпидемии возможны, но к ним мы ужебудем готовы. Помню, когда только стали говорить о ВИЧ, все его паническибоялись. Прошло время. Недавно мне пациент говорит: «У меня нашли ВИЧ. Какхорошо, что не гепатит!»
Ранее мы рассказывали историю томского медбрата, который пошел работать с коронавирусными больными вгоспиталь.