Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

Отключение воды дольше 14 дней: насколько это законно и как бороться

10:03 / 23.08.20
6179

Томичи обеспокоены длительным отсутствием горячей воды в домах

Мы в социальных сетях:

В Томске ежегодно проходятремонтные кампании, связанные с отключением горожан от горячей воды на довольнодлительные сроки, и если, согласно нормативам, воду отключать можно на срок, непревышающий 14 дней, то в Томске это не соблюдается. Минимальный срок отключенияресурса составляет 21 календарный день. Сроки по каждому конкретному дому фиксируютсяв специальном графике, размещенном на сайте городской администрации. Каждый горожанинимеет к нему доступ и может заранее узнать сроки, когда его в его доме будет отсутствоватьгорячая вода. Однако график может корректироваться, а сроки отсутствия ГВС варьироватьсякак в большую, так и в меньшую сторону.На практике чаще всего выходит, что сроки увеличиваются, а в графике это никак неотображается. Жильцы многоквартирников не знают, когда получат горячую воду, таккак звонки в управляющие компании ничего не дают, а колл-центр «ТомскРТС» переадресовываетна УК, сообщая, что там в курсе всех событий.Горожанам от этого легче не становится, так как не каждый человек имеет возможностькупить бойлер. Как быть в такой ситуации, и можно ли глобально решить проблему,об этом корреспонденту портала Tomsk.ru рассказал руководитель Центра общественного контроляв сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в Томской области Дмитрий Шенбергер.

А можно больше 14 дней?

«Вообще это является нарушением, тоесть условия, при которых ремонтные работы могут проводиться больше 14 дней. Ктаким случаям относятся: реконструкции теплосетей. К примеру, такая ситуация вэтом году возникла в микрорайоне Южные ворота, где жители оказались отключеныот ресурса с мая. При этом в графике, размещенном на сайте городскойадминистрации, были изначально прописаны сроки отключения воды в 21 день.Жителей никто не предупреждал, и они оказались неприятно удивлены таким исходомсобытий. В лучшем случае людям обещают дать воду 27 августа. В таких ситуацияхувеличение сроков ремонта вполне законно», — рассказал Дмитрий Шенбергер.

По словам эксперта, реконструкция вотносительно новом микрорайоне потребовалась для увеличения мощности труб, таккак в ближайшем времени застройщики планируют расширить микрорайон исуществующие системы не смогут обеспечить потребность новых жильцов.

Во всех остальных случаях нужнопредметно разбираться, произошла ли какая-то авария или коммунальщики просто неторопятся закончить ремонт на определенном участке.

«Но то, что у нас повсеместно этидвухнедельные сроки постоянно нарушаются, то это так и есть», — отмечаетэксперт.

Как бороться?

Эксперт считает, что для эффективнойборьбы нужно менять законодательство на федеральном уровне об увеличенииразмера административногоштрафа на ресурсоснабжающую организацию за нарушение сроков отключения горячейводы, такие попытки уже были, но пока нового законопроекта, позволяющеголюдям получать ресурс вовремя, еще нет.

«С этим бороться можно и нужно, ноинструментарий у нас не такой большой. С каждый годом ремонтная кампания наружных сетей проходитвсе хуже и хуже, люди месяцами сидят без горячей воды, это наблюдается помногим адресам, а поставщикикоммунальных услуг даже не пытаются улучшить свою работу по ремонту сетей.Томичи могут обратиться к нашей региональной власти, чтобы те выдвинулиинициативу об увеличении санкцийдляРСО за нарушение нормативного уровня или режимаобеспечения населениякоммунальными услугами на федеральный уровень», — рассказал Дмитрий Шенбергер.

По его словам, отдельные обращениятомичей никакой роли не сыграют, так как штрафы за не вовремя поданный ресурсдля крупной компании, которой является «ТомскРТС», не сыграют никакой роли иситуация в корне не изменится.

«К примеру, на сегодняшний день максимальный размер штрафа за нарушениесроков подачи горячей воды составляет 10 000 руб., для крупной ресурсоснабжающейорганизации с огромным оборотом денежных средств в месяц такой штраф простонеощутим и соответственно он не стимулирует ее работать более добросовестно иответственно в ходе ремонтной компании. Такой штраф должен быть около одного миллиона рублей,тогда РСО будет стремиться вовремя завершать ремонт наружных сетей» — пояснилДмитрий Шенбергер.

Эксперт предлагает также писать коллективные иски потребителей в суд наресурсоснабжающую организацию о возмещении морального вреда за нарушениенормативных сроков отключения воды. Иск одного гражданина на взыскание такого моральноговреда в размере 3000-5000 руб. не приведет в результату, но если, например,такой иск подать коллективно, жителям конкретного микрорайона, то суммавзыскиваемых группой потребителей морального вреда уже может составить 1,5 млн.руб. И в этом случае ресурсоснабжающаяорганизация может уже получить существенный финансовый ущерб, так каккомпенсацию морального ущерба придется выплатить всем томичам, подписавшимзаявление, в то время как максимальный штраф за срыв сроков подачи горячей воды, как указывалось выше,составляет всего 10 тысяч рублей. Нужно более активно привлекать внимание кданной проблеме, чтобы она действительно начала решаться.

Жители Южных ворот пока не решилисьна подачу коллективного иска, они ждут, пока проблема решится сама собой, тоесть, ремонт сетей всроки, установленные к 27 августа, все же будет выполнен.

Согласно последним даннымрегионального госжиландзора, томичи более 400 раз пожаловались в региональный госжилнадзор на коммунальщиков,нарушающих сроки подачи горячей воды. По этим жалобам были проведены проверки, и «ТомскРТС»26 раз привлекли к административной ответственности с наложениемштрафов размером на общую сумму более 120 000 рублей.

Напомним,по требованию мэра Томска Ивана Кляйна подача горячего водоснабжения должнабыть возобновлена во всех жилых домах города к 1 сентября.