При подготовке к съемкам они начали прятать петлички под одежду. На вопрос «зачем?» сказали, что привыкли к отсутствию микрофонов в кадре. Сегодня знакомимся с фильммейкерами Томска.
Какими качествами должен обладать режиссер? Что нужно знать оператору? Как организовать съемки? Составим портрет современного кинодела в сегодняшнем выпуске.
Мы познакомились с ребятами — Евгением Жуковым, Артемом Сагеевым и Дмитрием Моториным из CAST production. Они создают уникальные проекты, снимают документальное и художественное кино и рекламные ролики. Ребята рассказали нам о тонкостях своего призвания, дали мне в руки камеру и коптер. Смотри мое видеопутешествие в профессию:
Киношных дел мастер, или как создаются фильмы?
За процессом создания кино стоит большая команда. Над фильмами трудятся режиссеры, операторы, монтажеры, звукорежиссеры, сценаристы, актеры, продюсеры, гримеры, костюмеры и многие другие сотрудники. Все зависит от масштабов проекта.
Важную роль в процессе играет режиссер. Он координирует весь процесс создания фильма. Тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение, подбирает оптимальный актерский состав. После того как все сцены сняты — работа режиссера не заканчивается. Он контролирует монтаж, звук, спецэффекты.
Режиссер — это симбиоз лидерских качеств хорошего управленца и творческая душа, которая воплощается в фильмопроизводстве.
«Большую роль играет характер для кинорежиссера, именно его закалка. Еще — принятие своих ошибок: мы на них учимся. Важны и гибкость мышления, и поиск выхода из любой ситуации. Также интеллект и насмотренность — это формирует творческий опыт», —поделился с нами секретами режиссуры Артем Сагеев.
Понимание киноиндустрии меняется, и сегодняшний кинодел должен обладать «сборной солянкой» из компетенции:
«Сейчас фильммейкер — это современный кинорежиссер. В нем сочетаются организаторские функции, административные, съемочные, монтажные, он даже может вмиг стать актером. Вот у нас, к примеру, Артем иногда играет эпизодические роли в местных сериалах. Это очень интересно», — рассказал нам Евгений Жуков.
Типичный (не совсем) съемочный процесс
Все зависит от задач съемки. Фильммейкеры снимают разные ролики: от рекламных (репортажных) до игрового кино.
«Рабочий процесс интереснее во время съемки игрового кино. Чувствуется адреналин. Ты можешь сделать такое, что тронет зрителя. Или наоборот, может все не получиться. Все реже и реже возникает такое чувство, но раньше практически каждая съемка сопровождалась так. Каждая съемка как вызов», — рассказал нам Артем.
Для хорошего съемочного процесса необходимо: правильно подобранная локация, сценарий, разрешение на съемки. Нужно расставить рабочую команду так, чтобы кадров и света было достаточно для будущей картины, будь то короткометражный ролик или художественный фильм.
Рассказываем на конкретном примере:
«Самая интересная и ответственная съемка, которая у нас была — съемка военного ролика «Томск помнит» про нашего ветерана.
Мы приехали на съемку в 8 утра. Середина лета, наши окопы поросли травой. Мы не могли все бросить и начать косить траву, потому что у нас есть вызывной лист, от которого нельзя отставать. Вспомнили фильм “1917”, где, в основном, однокадровые сцены. Выстроили сцену так, чтобы была возможность снять с одного кадра. Это оптимизировало весь процесс по времени и никакой травы, в итоге, не видно.
Позже пошел дождь, факт которого тоже невозможно было учесть заранее наверняка. Получается, что мы продумываем выходы из ситуаций разных, буквально на ходу», — вспомнил яркие рабочие моменты Артем.
А что насчет голливудских зарплат?
Все зависит от региона. В Москве начинающему спецу за одну съемочную смену платят примерно от 25 000 рублей.
В этой профессии важно работать каждый день и не только как режиссер. Режиссер или продюсер знает каждого человека на площадке, разбирается в съемочной команде и их функциях.
«Я вот сейчас специально изучаю программу монтажа, чтобы специалисту правильно объяснить, как и что мне от него нужно», — говорит Артем.
В Томске начинающий режиссер способен получать от 2 000 — 3 000 рублей за съемку, а «прокачанный» и 15 000 — 20 000 рублей может заработать. Все зависит от опыта.
«Кино в Томске — это всегда спецпроекты. Они требуют особого подхода. Проще организовать проект самим, с нуля. За счет грантов, например. Начинается все с маленькой идеи. Снимается все в основном для интернет-аудитории, и мы видим в этом перспективу. Сейчас у нас есть большой медиа-проект, посвященный развитию регионального кино — CAST. Его суть в том, чтобы сценаристы, кинорежиссеры, актеры со всего региона приняли участие в конкурсах и получить обратную связь от известных профессионалов киноиндустрии. Главными лицами станут известные российские актеры: Любовь Аксенова, Кирилл Кяро, Сергей Походаев. Актеры сыграют в итоговых короткометражках проекта», — рассказал Евгений.
Где учиться на кинорежиссера?
Получить образование режиссера можно как в колледжах, так и в вузе. Направления стоит выбирать такие, как режиссура театра или кино. Для поступления потребуются русский язык, история, обществознание и литература.
Но для того чтобы стать крутым фильммейкером и создать свои проекты необязательно иметь профильное образование. Достаточно заметить в себе ключевые навыки, выработать насмотренность, начитанность, возможно пройти какие-то курсы, чтобы лучше разбираться в тонкостях дела.
«Необходимо, любыми средствами (в рамках закона и исключительно экологичным путем), сделать так, чтобы тебя заметили. Каждый новый человек открывает новые возможности. Есть ребята, которые находят время на все, учатся тому, чтобы знакомиться с людьми, максимально выстраивают осознанную речь. А еще учитесь анализировать книги и общаться», — такое наставление дал начинающим кинорежиссерам Артем.
Суперспособности режиссера: закаленный характер, видение конечного результата, продумывание деталей и мелочей, знание всех съемочных тонкостей.
Дальше все интересней и интересней! Мое лето официально профориентационное и мы найдем призвание для каждого 🙂
Ну а пока подкаст с моими эмоциями от похода к кинорежиссерам:
Плеер #1:
Плеер #2
СПОЙЛЕР! В следующем выпуске поговорим о серьезном. Узнаем, как совмещать дело для души с другими сферами жизни.