«150 ходов за 7 часов. Первенство Сибири. Матч против друга. Мне было 11 лет» — так описывает свою самую долгую шахматную партию наш сегодняшний герой, юный чемпион Антон Кириллов. Попробуем взглянуть на этот вид спорта глазами молодого спортсмена и его тренера.
За одним столом с гроссмейстером
Возможность мыслить, тренировать ум, развивать логическое мышление и характер, умение структурировать и рассчитывать возможные варианты наперед — все это безумно привлекает людей, связавших свою жизнь с шахматами. Не стал исключением и 15-летний томич Антон Кириллов. Он рассказал команде проекта «Томск готовит чемпионов» свою историю прихода в этот вид спорта.
Слушать подкаст:
Плеер #1:
Плеер #2:
«Я занимаюсь в ДЮСШ № 7. Привел меня в шахматы отец в 4 года, он же меня и начинал тренировать. Сейчас меня тренирует международный гроссмейстер Андрей Белозеров. В этом году, в январе, я выиграл детский Кубок России, это мое наивысшее достижение. Отобрался на чемпионат Европы и чемпионат России. За меня на соревнованиях болеют мои родители, родственники, тренер. Начинающий и средний уровень требуют ежедневных занятий шахматами около двух часов, я занимаюсь каждый день по 3,5 часа. В это время я решаю, читаю книгу, а потом играю по Интернету. Когда я начал заниматься шахматами, у меня стало лучше с математикой. Стал быстрее мыслить. Попробовать поиграть в шахматы я бы советовал всем, для того чтобы понять, подходит это для человека или нет. Тренер — это не просто наставник, он как друг. Загадывать пока что не хочу, сколько буду ими заниматься. Но цель на первое время — получить международное звание. Кумир у меня — американский гроссмейстер Роберт Фишер. В 11 лет у меня была самая длинная партия, 150 ходов играли 7 часов без перерыва. Большинство шахматистов любят заниматься спортом, они в хорошей физической форме. Так что все это мифы, что шахматисты — очкарики и ничего не умеют, кроме как сидеть за доской. Мне поддерживать форму помогает футбол. Шахматы люблю за то, что там можно думать, считать, управлять кем-то».
Чтобы представить, как выглядит ежедневная трехчасовая подготовка юного чемпиона, мы попросила Антона показать три ее главных элемента.
Антону Кириллову повезло с наставником. Тот случай, когда выпадает шанс тренироваться у международного гроссмейстера FIDE. Мастер спорта России по шахматам, спортивный судья всероссийской категории, старший тренер-преподаватель ДЮСШ № 7 Андрей Белозеров рассказал, как юные горожане попадают в шахматные секции:
«Если родители шахматисты, то дети начинают вертеть в руках фигуры с первых лет своей жизни. Первые осознанные соревнования дети могут осилить уже в детском саду. Там уже встречаются довольно опытные шахматисты, отыгравшие уже ряд турниров. Приходя в обычную школу, у них уже имеется большой опыт соревнований даже со взрослыми игроками», — отметил тренер.
Гармония для всех
Спорт или все же больше игра? Думаю, однозначного ответа на этот вопрос нет ни у одного шахматиста.
«Вначале это игра. Нет боязни поражений. А потом начинается спорт, с результатами. У маленьких игроков спортивная составляющая не должна превалировать. Это в идеале. Для кого-то серьезной травмой становится боязнь поражений. Она останавливает ребенка. Кто-то может с удовольствием сидеть решать задачи, он ни с кем там не соревнуется, а потом проиграть кому-то не сильно ему хочется. Другие готовы «рубиться» на турнирах с первого дня. У всех по-разному. Дети приходят в спортшколу с разными темпераментами. Некоторым трудно усидеть за доской. Они делают ход и срываются или начинают торопить соперника. Шахматы успокаивают сильно шебутных детей, с другой стороны — самым медленным и неторопливым приходится учиться принимать решение на время», — поделился своими наблюдениями Андрей Белозеров.
Осознанно ребенок относится к шахматам — на границе между детским садом и школой. Те, кто начинает раньше, им проще воспринимать информацию. Определенный драйв занятиям придает совместное обучение девочек и мальчиков.
«Интересно, что на высшем уровне женщин в шахматах значительно меньше остается, но начинают они в той же численности, что и мальчишки. Девочки взрослеют раньше, ничем не уступают мальчикам. У них ниже конкуренция, быстрее можно достигнуть высот. У них даже серьезное преимущество», — пояснил наставник.
На личном примере
В шахматах, как и в любом спорте, много что зависит от работы человека, заряженности на сам процесс, мотивации. Наставник подключает весь свой спортивный и педагогический опыт, чтобы раскрыть возможности юных шахматистов.
«Главная задача тренера — заинтересовать, поэтому приходится находить подход к каждому ребенку. Тогда и выше результат. Каждый день приходится что-то придумывать новое, также и от детей узнаю много интересного, взаимообогащение такое. Наше поколение воспитано на книгах, по ним и учились играть в шахматы. Сейчас у детей такое разнообразие в тренировочных приложениях и программах. Раньше я искал неделю информацию, сейчас это занимает несколько минут. Передаю свой опыт, что мне помогло, что не получалось. Все на «сочных» примерах. Как проигрывал, как реагировал, как было трудно, какие уроки извлекал. Надо спокойнее относиться к своим ошибкам. Я играл в шахматы с детского сада, меня научил этому отец. Во втором классе пошел в шахматную школу. С этого времени я сложившийся профессионал. Мне это понравилось, и я себя замотивировал. К тренерской работе приступил еще в вузе. Мастером спорта я стал в 18 лет. А гроссмейстером — в 23 года», — рассказал Андрей Белозеров.
Мотивы у родителей при выборе спортивной секции ребенку бывают разные. А вот по поводу шахмат, можно сказать, наблюдается почти единодушие.
«Я не сталкивался с тем, чтобы был конкретный запрос: вырастите мне чемпиона мира. Если взрослые понимают, что ребенок способный, то начинают его сначала сами тренировать. Подавляющее большинство приводят в шахматную школу детей, чтобы развить их. Стараются при этом сочетать физическое развитие и интеллектуальное. Если для физического развития много возможностей и вариантов, то шахматам составить конкуренцию больше особо и нечему», — отметил тренер.
При этом сам гроссмейстер считает, что одни шахматы не дадут гармоничного развития ребенку.
«Все выдающиеся шахматисты параллельно занимаются разными видами спорта, иногда даже профессионально. Очень много футболистов, похожи виды спорта тактикой, стратегией. Считаю, что очень полезно плавание. Но должно быть после тренировки по шахматам, не наоборот. Мозг нужно расслабить после завершения занятия. Любое физическое занятие позволяет легче справиться с психологическим стрессом и напряжением во время шахматной партии. На соревнованиях большие физические нагрузки, нетренированный организм быстрее «выдыхается». У маленького ребенка те же нагрузки, что и у взрослого. Идет партия три часа, и никуда не денешься. Иначе будешь быстро уставать, проигрывать решающие партии, переживать и расстраиваться», — пояснил наставник.
Переломный момент в обучении игре в шахматы наступает в старших классах. Там приходится делать нелегкий выбор. Поэтому и начинаются сложности с получением званий и дальнейшей спортивной карьерой.
«Сейчас до званий доходят реже. Случайно стать мастером спорта не получится. Хотя можно и за один турнир, но важен рейтинг, который нарабатывается годами. Многие не успевают, заканчивают школу, и дальше уже не хватает времени, чтобы «дожать». Сейчас у детей гонка перед ЕГЭ, в наше время не было такой проблемы. Они сейчас заложники системы. Мы знаем, что у нас есть не так много времени, чтобы вложить в ребенка максимум, чтобы он мог добиться хороших результатов. Сейчас конкуренция в шахматах стала в 10 раз больше, чем в мои годы. Хочется в городе особой шахматной обстановки, чтобы у детей было больше возможностей. Прикладываем для этого все усилия!» — подытожил с верой в будущее титулованный тренер.
Эти маленькие спортсмены восхищают! Наши дети — наше будущее. Смотрим и получаем мотивацию.
Все выпуски проекта «Томск готовит чемпионов» — здесь