Наблюдательный совет ВЭБа утвердил предоставление первых кредитов российским компаниям. Как заявил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев в интервью "Вестям", всего было выдано около $10 млрд. "Это первоклассные заемщики, оказавшиеся, в силу в целом неблагоприятной ситуации на международных финансовых рынках, перед угрозой потери их активов", — заявил Дмитриев.
В приоритете стоят те заемщики, обязательства которых — срочное погашение в ближайшее время.
ВЭБ получил от компаний и банков заявки на рефинансирование на сумму свыше 100 миллиардов долларов. Обращение во Внешэкономбанк уже подтвердили "Российский алюминий", "Газпром нефть", ВТБ, АФК "Система" и ряд других крупнейших заемщиков.
Соглашения о предоставлении кредита для рефинансирования зарубежных обязательств c ВЭБом уже достигла "Альфа-групп". Вслед за ней рефинансирование ВЭБа может получить "РусАл", который заложил 25% "Норильского никеля" в обеспечение 4,5-миллиардного кредита, привлеченного в западных банках этой весной для покупки пакета ГМК у Михаила Прохорова.
Старший эксперт инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Дмитрий Баранов оценивает заседания совета ВЭБа положительно, с той точки зрения, что государство не стало самоустраняться от проблем российских компаний и решило им помочь. "Считаю, что в данных сделках нет никаких «подводных камней». Слишком серьёзные участники сделки и слишком большие суммы. Условия «выигрыша» стандартны – претендент должен быть крупной российской компанией и иметь задолженность перед иностранными кредиторами. Эти условия показывают, что государству небезразлична репутация отечественного бизнеса на Западе, и оно готово поддержать его, пусть и на достаточно жёстких условиях. Нарушение условий лимита допущено опять-таки по соображениям сохранения репутации России и сохранения под юрисдикцией России крупнейшего мирового производителя алюминия", — комментирует эксперт на портале "Комментарии.ру".
По его словам, все операции по кредитованию российских компаний осуществляются с целью поддержать их в трудное время, а не из желания увеличить присутствие государства в экономике. Если бы ставилась именно такая цель, то государство акции брало бы не в залог, а покупало бы их у компаний, причём по минимальным ценам, пользуясь трудностями бизнеса.
"Действия ВЭБа направлены не столько на поддержание кредитоспособности и имиджа видных отечественных заемщиков для Запада, сколько на предотвращение перехода в собственность кредиторам, причем внешним, заложенных под кредиты крупных пакетов отечественных компаний: в данном случае речь идет о пакете Норникеля, принадлежащего О. Дерипаске, Х5 и Вымпелкома – принадлежащих «Альфа — групп», — считает аналитик ИФК "Алемар" Василий Конузин. — Все эти активы представляют стратегический интерес для государства, — в особенности НорНикель. Например, исполнение маржин кола по кредиту РусАла привело бы к тому, что пакет Норникеля "уплыл" бы синдикату иностранных банков, поскольку средств на его покрытие РусАл не имеет (по сравнению с маем стоимость 25%-го пакета ГМК, купленного РусАлом, упала с $13 млрд до $4 млрд.).
Подводя итог, надо отметить, что денежные вливания ВЭБу позволят РусАлу и «Альфа-групп» рефинансировать задолженность и избежать столь "опасных" маржин колов. Впоследствии, с нормализацией ситуации на кредитном рынке, корпорации смогут приступить к поиску новых источников рефинансирования своих долгов".
По мнению кандидата экономических наук Марии Конягиной, текущие внешние и внутренние условия подобных кредитных сделок всегда ухудшают текущую ликвидность компании, что, в итоге, отражается на качестве активов и уровне капитализации компании. "Думаю, собственники осознают, что подобные кредиты — не безвозмездная помощь. А сроки возврата ограничивают маневренность их использования," — отмечает эксперт.