Когда Александр и Наталья Пушковы планировали взять ребенка в семью, психологи их отговаривали: гармоничные отношения между родными пятилетней Соней и годовалым Захаром могут испортиться. Родители советов не послушали, и спустя некоторое время в их доме появился Саша, одногодка Захара.
С приемными детьми связано много мифов и страхов. Некоторые очень далеки от действительности, другие, наоборот, вполне обоснованны. И так как редакция Tomsk.ru очень любит спойлеры, главный секрет откроем вам заранее: проблемы быть могут, но бояться их не надо.
В выпусках проекта «Когда ты не один» мы рассказываем о семьях, в которых воспитывается несколько детей. Наша цель — показать читателям, как они растут и развиваются, взаимодействуя друг с другом и создавая собственный мир по своим правилам. А главное — мы покажем, что они думают по этому поводу и счастливы ли в таких семьях. Спойлер №2: воспитывайте минимум двоих!
Другой, но не чужой
Старшей Соне сейчас 14 лет. Она отмечает, что с Захаром у нее больше общего, чем с Сашей: они оба много времени проводят за компьютером или просмотром сериалов и в целом понимают друг друга куда лучше. Но не торопитесь делать выводы.
Когда мы приехали в гости к Пушковым, Саши дома не оказалось (хотя, конечно, мы договорились заранее, и все были предупреждены). С прогулки он вернулся только спустя 15 минут — так сильно ребенок любит подвижные игры и свежий воздух.
Нрав Саши, как поток свежего воздуха, ворвался в семью и разбавил всю атмосферу. Он учит брата Захара, который мечтает создать свой собственный сайт, стоять на руках. Постоянно что-то мастерит из картона, довольно громко говорит и много смеется. Двигает стол и предупреждает: «Я сейчас вам сальто покажу».
Единственное, что действительно отличает детей в этой семье, — это темпераменты. Спокойные и рассудительные Соня и Захар кажутся еще более сдержанными на фоне энергичного Саши. Диаметрально разные характеры у братьев и сестер встречаются довольно часто. И в любых семьях.
«Для нас это обычное дело — различий нет»
«Я разницы между приемным и родным не вижу, Соня тоже ее не видит. Да и сам Саша всегда воспринимал это нормально и открыто делился своей историей с окружающими. Сейчас, кстати, он почему-то начал стесняться этого факта… Думаю, кто-то ему что-то сказал по этому поводу, и он начал чувствовать в этом свою уязвимость, но мы объясняем ему, что это нормально», — делится Александр с нашей съемочной группой.
На вопрос о пополнении семьи глава Пушковых отвечает однозначно: еще один родной и еще один усыновленный. Наталья считает, что приемный ребенок обязательно должен быть младше своих. Во-первых, Захар очень хочет о ком-то заботиться, родители это видят. Во-вторых, специалисты настоятельно рекомендуют брать в семью ребенка из детского дома моложе родных детей — старшие захотят позаботиться и помочь, что ускорит процесс знакомства и привыкания.
«Наташа, прибери детьми пол»
Когда мы задали вопрос про плюсы многодетности, вмешалась старшая Соня: «Мы помогаем! Это плюс для родителей. Иногда папа так маме и говорит: «Наташа, прибери детьми пол!»
Посмеявшись, Александр добавляет: «Да, так и есть. Но важно понимать, что какие-то дела поручить детям можно только в том случае, если они готовы участвовать. Заставлять — идея плохая».
Родители Пушковы росли без братьев и сестер. Александр считает, что единственные дети в семье растут с ощущением, что вся Вселенная им должна, а все вокруг уступят и отдадут последнее. Но реальность этому не соответствует, и столкновение с этим осознанием порой проходит весьма болезненно.
«Когда в семье появился Саша, я осознала свою неуравновешенность»
Появление нового члена семьи — может быть стрессом. О том, что испытывают в этот момент приемные дети, у Саши мы спросить не можем — он был слишком мал и вряд ли что-то помнит.
Но мы задали этот вопрос психологу-практику Олесе Хлебниковой, которая в подкасте рассказала нам о трех этапах перехода из начального разряда «чужие» в финальный разряд «родные». Слушать мнение эксперта:
Плеер #1
Плеер #2
«Прежде всего я столкнулась с кучей переживаний в себе, я заново открыла свою личность. Четко осознала: я совсем не идеальная, и, поверьте, с этим мне смириться было очень сложно. Когда Саша появился в доме, он просто бесконечно плакал. Я ожидала других чувств и эмоций, все шло не по плану, и я ужасно нервничала. Тогда я будто бы осознала свою неуравновешенность», — вспоминает Наталья Пушкова.
Родители признаются, что наследственностью и ДНК их пугали не раз: мол, неизвестно, что из этого человека вырастет и кем были его мама с папой. Но все эти замечания для их семьи не имеют значения, главную роль Пушковы отводят воспитанию, а не врожденным параметрам. Много есть успешных примеров и научных обоснований.