Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — дело каждого. 18+.
«Оскар-2020» оказался очень урожайной премией, так как среди номинантов в этом году действительно разгорелась самая настоящая гонка, ведь многие фильмы вышли крайне качественными, и выдать награду только одному было непросто.
Нас поражала визуальная составляющая «1917», вводила в шок история «Паразитов», вызывало недоумение повествование «Однажды…в Голливуде», и била по зоне комфорта нелюбовь в «Брачной истории». Однако на наш авторский взгляд, самым проникновенным и увлекательным оказался фильм «Кролик Джоджо» от новозеландского режиссера Тайки Вайтити, который показал историю взросления и критику пропаганды в своей картине с воображаемым другом Адольфом Гитлером. Почему подобный сюр мы считаем лучшим? Обо всем по порядку.
История крутится вокруг десятилетнего мальчика по имени Йоханнес, он самый настоящий патриот гитлеровской Германии, активно раздает соответствующее приветствие всем окружающим и состоит в гитлерюгенде. Отправившись в военный лагерь, он узнает, что недостаточно смел для насилия и, чтобы показать всем обратное, случайно подрывается на гранате, получив шрамы и ранение ноги. Стоит также отметить, что его воображаемый друг, которого он ставит выше всех остальных, — Адольф Гитлер. Пусть хоть и канонично изображенный, но все с тем же характером десятилетки, плод как воображения, так и пропаганды.
Однако главной проблемой для парня становится то, что в их доме мать прячет еврейскую девочку, на которую, как на призрака, натыкается Йоханнес. С этого момента вся его жизнь начинает меняться, так как в изоляции от пропаганды и влияния режима мысли мальчика приходят в порядок, и он осознает, что не все так гладко в официальном курсе партии.
Вся история Йоханнеса, или, как его прозвали в лагере, кролика Джоджо, — это большой и долгий путь взросления одного маленького мальчика, которому промывали мозги на протяжении всей его короткой жизни. Он считает, что евреи — это ужасные демоны, которых необходимо истреблять, а Гитлера он ставит выше всех, выше своего лучшего друга и выше матери в исполнении Скарлетт Йоханссон, чья любовь и забота к сыну закрывает глаза на его нескончаемый фанатизм.
Кролику Джоджо предстоит непростой путь, в котором он осознает, что такое любовь и смерть, что такое потеря и где же находится правда, которую так тщательно скрывают от него в фашистской Германии. Ему необходимо будет понять, что евреи, особенно скрывающаяся у них девочка Эльза, — это точно такие же люди, как и все остальные, а его внутренний Гитлер — это ошибка, которую он допустил в силу своего незрелого возраста.
При этом подобное взросление Вайтити показывает где-то очень трогательно и проникновенно, а где-то вбивая в зрителя самое жестокое, что только могло произойти с Джоджо и его близкими. Общий гуманистический мотив позволяет зрителю пройти весь путь от начала до конца, увидеть сначала пугливого и эгоистичного мальчика, который превращается в более осознанного и зрелого человека, пропуская через себя как правдивые ужасы свирепой пропаганды, так и страхи войны, которую, как оказывается, Германия совершенно неспособна выиграть.
Помогают в этом развитии и второстепенные персонажи, вроде капитана Клезендорфа, списанного военного с ранением и латентными гомосексуальными наклонностями, который, как никто другой. показывает как зрителю, так и главному герою, что все участники военного столкновения в 1940-х в первую очередь люди, обманутые, сбитые с толку, но люди, со своими чувствами и переживаниями.
Режиссеру удалось создать самый настоящий учебник о человеколюбии и всепроникающем гуманизме, где буквально одним из лейтмотивов была и остается сила любви, которую, как показывает любая антиутопия, погасить сложнее всего, а показывать и рассказывать о ней нужно. Вдобавок ко всему «Кролик Джоджо» — это действительно качественная и уморительная сатира на весь фашистский строй, где насмешкам подвергается не столько образ Гитлера, сколько различное восприятие его фигуры каждым из последователей. Абсурда и намеренного гротеска в произведении очень много, но все это позволяет рассказать трепетную и максимально чувственную историю, от которой действительно сложно оторвать глаз и которая, простите за штамп, действительно заставляет задуматься.
Смотреть ли «Кролика Джоджо» всем? Да, на этот раз рекомендация коснется вообще всех. Не стоит бояться вымышленного друга в лице Адольфа Гитлера, это не пропаганда, это борьба с ней. Яркая, смешная и необходимая.