В соцсетях пользователи активно комментируют рекламный баннер стрежевской шаурмы. Сначала фото баннера опубликовали в сообществе ВКонтакте Стрежевой.Онлайн, потом снимок расшарили крупные паблики Томска.
На баннере изображены Шрек, Ольга Бузова, Майкл Джордан и Джеки Чан ( у последнего — самая большая шаурма!). Все персонажи радостно несут в руках основное блюдо общепита. Мировая звезда баскетбола, певица, актер и даже герой мультфильма собрались вместе ради мяса в лаваше из холодного сибирского края.
Отбросив шутки, здесь можно увидеть несколько нарушений: использование фото без согласия героя снимка и его правообладателя, нарушение авторских прав. Что касается стиля — мы решили посоветоваться с рекламным графическим дизайнером по поводу реализации «звездной» задумки:
«Сейчас в тренде все с «оттенком странное», как выражается Александр Гудков. Поэтому можно нередко увидеть визуальную стилистику с оттенком 2000-х и конца 90-х. Но мое мнение касаемо рекламы шаурмы из Стрежевого: идея интересная, но реализация больше безвкусна, нежели чем стильная и современная. Если креативщик хочет удивить и использовать определенную стилизацию, то можно это сделать более качественно. Как референс — посмотреть юмористические клипы в похожем формате, те же маски в Instagram. Если детально, то здесь мне непонятна композиция: расположение героев и выбор цветов», — дала оценку для Tomsk.ru графический дизайнер Анна.
Однако томичам есть чем конкурировать с северными соседями. Мы решили вспомнить томскую рекламу, которая удивила.
Непривыличные туры
Так, в ноябре 2019 года в сети появился снимок с рекламой секс-туров в Шерегеш от известной томской турфирмы.
Как рассказали нашему спецкору в пресс-службе областного управления ФАС, в реальности такого баннера не существует — на этом месте стоит баннер с совсем другим изображением. Ну, а реклама секс-туров — дело рук человека, владеющего фотошопом.
Когда мы обратились за разъяснениями в турагентство, там опровергли существование и рекламы, и продукта (cекс-туров, — прим.ред.), заявив, что цель такого фейка — опорочить репутацию фирмы. Однако многие пользователи были уверены, что это типичный «черный пиар».
Букет на сто лет
Еще один нашумевший случай креатива с корнем вырвал рекламу цветов с улиц города. В ноябре 2018 года к местным антимонопольщикам поступило сообщение от томички: ее возмутила реклама следующего содержания: «Чем круче букет, тем ниже поцелуй. Будет стоять неделю!».
УФАС провело опрос, в котором все желающие могли выразить свое мнение по поводу пристойности и уместности такого вида рекламы на городских улицах. Большинство опрошенных посчитали, что размещение подобной рекламы в Томске недопустимо. Творческая фантазия автора содержит двойной смысл и может оскорбить чувства потенциальных потребителей. Кроме того, многие томичи увидели в рекламе непристойные образы, сравнения и выражения. В результате было возбуждено дело.
Эпилируй меня полностью
Для многих томичей реклама салона фотоэпиляции на протяжении многих лет — верный спутник поездок в общественном транспорте. В августе 2019 года объявление рассмотрели на экспертном совете антимонопольной службы региона.
«Большая часть аудитории сегодня знает, что такое фотоэпиляция. Ну дорисовали мужчину туда, на мой взгляд, как лишний элемент в рекламе. Но самое интересное — это место ее размещения — в маршрутке на первом сиденье, где места для пассажиров с детьми. То есть на нее смотрят не только взрослые, у которых мозг при взгляде на оголенные тела мужчины и женщины работает иначе», — пояснил корреспонденту портала глава томского УФАС Владимир Шевченко.
Дискриминация по цвету… глаз
В описании условий акций на сайте магазина указывали, что красота женских глаз оценивается по их цвету. А от цвета уже и зависит размер скидки. Так, обладательницы карих глаз могли сэкономить 10% от стоимости именно коричневых обоев, а зеленоглазые, голубоглазые и сероглазые — 15% на зеленые, голубые и серые обои, соответственно.
Некоторые томички расценили такое предложение как дискриминацию.
«Получается, кареглазые не могут купить голубые обои по скидке, предназначенной только для голубоглазых. Для людей иных рас — монголоидной, негроидной — стоимость голубых и зеленых обоев априори выше, чем для лиц славянской внешности. Слепые граждане, лишенные органов зрения или с помутневшей роговицей, также лишены возможности купить товар по акции», — обратилась томичка с обращением в томское УФАС.
В то же время, в самом магазине корреспонденту пояснили, что акция действует просто на цветные обои и не зависит от цвета глаз покупателя.
Какую еще рекламу обсуждали в прошлом году на экспертном совете УФАС читайте по ссылке.
Предлагаем почитать большое интервью нашего спецкора Екатерины Горниковой с главой томского УФАС Владимиром Шевченко. О морали, этике и рекламе колдунов в материале Tomsk.ru.