За последние 10 с небольшим лет нынешний кризис — уже третий по счету, и самый неожиданный для всего мирового сообщества. Мы предлагаем вам заглянуть в прошлое, оценить полученный опыт и, сделав выводы, применить его сегодня.
«Бизнес-трансформация» — спецпроект Tomsk.ru совместно с представителями томского бизнеса, которые уже пережили кризисы прошлых лет: были в подобной ситуации, мобилизовались, восстановились и продолжили развиваться и расти. И получили один из ценнейших опытов в жизни!
Максим Лучшев, герой нашего интервью, совмещает два рода деятельности: коммерческую и общественную. Являясь руководителем производственной компании «Новохим», он одновременно возглавляет томское региональное отделение «Деловой России». Эта всероссийская организация обеспечивает обратную связь между властью и бизнесом, юридическую защиту предпринимателей и взаимодействие между субъектами МСП.
Как совмещение этих сфер помогает ему в работе, почему умение договариваться — это ваше главное оружие в борьбе за бизнес и где спросить совета, когда опустились руки — в материале Tomsk.ru.
Договариваясь, мы пережили кризис 2014-го
Во времена валютного кризиса 2014-го года Максим работал в крупной российской компании, куда пришел сразу после того, как покинул пост советника мэра. Стабильность, которую предлагала мэрия, осталась в прошлом. И особенно сильно он это почувствовал, проснувшись в то самое переломное для России утро в день обвала рубля.
«В той компании у нас были очень крупные валютные контракты — все поставки, как правило, были зарубежные, поэтому контрактовались мы в евро и долларах, а в России в рублях. И в одночасье, буквально спустя ночь мы обнаруживаем, что все договоры, которые мы заключили, стали не просто менее прибыльными, но убыточными…».
Все контракты, конечно, компанией были отработаны в полном объеме, но как? Максим отмечает: суетиться и нервничать не надо. Выход всегда есть — думайте.
«Мы начали договариваться с заказчиками, искать консенсусы, объяснять. Это был ноябрь-декабрь, но закрыть текущие обязательства перед клиентами до конца года мы не могли — ситуация не позволяла. Сначала обсудили с заказчиками варианты отсрочки по заказам и перенесли их на следующий год. Далее попросили не начислять нам пеню за задержку — в этом вопросе нам тоже пошли навстречу. В то же время договорились с поставщиками оборудования и комплектующих о дополнительных скидках и отсрочках. Так, договариваясь, мы пережили кризис 2014-го».
Кризис умов, или почему раньше было лучше
«Валютный аспект кризиса был тогда, есть и сейчас, это общая составляющая каждого кризиса. Снижение экономических показателей, покупательной способности населения — все это закономерно и не удивительно. Но разница между текущим кризисом и прошлым все-таки есть — сейчас самое страшное, с чем мы столкнулись — это кризис умов».
Информационное поле томичей (и не только) забито до отказа Сами-Знаете-Чем. Тема коронавируса отодвинула остальные инфоповоды на второй план, залезла в каждую статью, во всякий выпуск новостей, в каждый телефонный разговор с родными. А между тем, остальная жизнь продолжается, даже если условия изменились.
«Коронавирус — не самое страшное, что с нами всеми сейчас происходит. Люди сходят с ума, а ведь надо взять себя в руки. Чем дольше это будет продолжаться, тем труднее нам будет разгребать последствия, которые, в отличие от самого вируса, действительно представляют серьезную угрозу для человечества».
Никогда не поздно сменить вектор
Специализация «Новохима» — производство большого ряда химических реагентов. Но нынешние условия диктуют другие правила и вынуждают пересмотреть приоритеты.
«Изготовление дезинфицирующих средств — одно из наших направлений, которое основным никогда не было. Но очевидно, что сейчас на этот продукт сильно повышен спрос. И мы в кратчайшие сроки перераспределяем ресурсы и делаем акцент на производстве именно этой позиции. В других направлениях, тем не менее, отмечаем закономерную просадку — это нормально».
Максим рекомендует не отказываться от попыток спасти бизнес, даже когда очень хочется опустить руки. Начните вот с чего: не паникуйте и внимательно изучите свои ресурсы. Новая реальность, в которой мы все сейчас оказались, дарит новые возможности. Подстройтесь под текущий кризис и создайте что-то такое, что будет сейчас наиболее актуально.
«Но и закрыть бизнес — это тоже выход. А потом, когда все это закончится, снова открыть, возможно что-то другое, новое, начать развивать другую сферу. Есть еще вариант «поставить на паузу» предприятие, кому-то и он подойдет».
Нужен компетентный совет? Берите!
«Деловая Россия» — это не благотворительная организация и не государственный фонд. Но в сложнейший для предпринимателей период и мы пытаемся помочь: создан оперативный штаб помощи предпринимателям, его возглавляет опытный юрист, член нашего отделения, Егор Белянко, он сейчас дает бесплатные консультации для бизнесменов».
В рамках такой консультации можно подробно узнать обо всех государственных мерах поддержки бизнеса и подобрать те, которые подойдут именно вам, а также получить юридический совет. Бесплатная услуга доступна всем, подробнее можно почитать на сайте «Деловой России».
3 совета, которыми можно воспользоваться уже сейчас:
- НЕ ПАНИКОВАТЬ.
- Инвентаризация ресурсов. Найти то, что можно использоваться прямо сейчас для получения прибыли.
- Найти новые возможности, их просто нужно увидеть. И не бояться оперативно их использовать.