Не менее 800 тысяч российских женщин стали в годы Великой Отечественной войны летчицами, танкистами, зенитчицами, пулеметчицами, разведчицами, медсестрами и санинструкторами, а также снайперами и связистками. Из 973 заявлений о добровольном зачислении в Красную Армию, поданных в Томске в первую неделю войны, 436 были написаны девушками и женщинами. Они сражались наравне с мужчинами во всех родах войск Красной Армии. Об их героизме и непростой женской доле на фронте мы рассказываем в проекте Tomsk.ru и Законодательной Думы Томской области «Женское лицо войны».
…Комья кровавых бинтов, как клубки из змей.
Женщина, плача, бежит из палатки прочь.
Молится, просит кого-то: меня убей!
Жить с этой ношей на сердце совсем невмочь!
…Женщина входит в палатку. Бледней луны.
Губы трясутся. Но смотрит врачу в лицо.
— Я понимаю, нет выбора. Мы должны.
Жду указаний. Готова спасать бойцов.
Юлия Вихарева
Слушать подкаст:
Мария Никифоровна Нестерова родилась в 1920 году в деревне Нестерово Парабельского района. В августе 1938 года вступила в комсомол.
В 1942-м секретаря Парбигского райкома комсомола Марусю Нестерову добровольцем зачислили санитаркой во 2-й батальон 856-го стрелкового полка.
Летом 1942 Новосибирский обком ВКП(б) принял решение о формировании Сибирской добровольческой дивизии, оснащение боевой техникой должно быть произведено за счет «местных ресурсов и средств трудящихся». По всей Сибири прокатилась волна митингов, в военкоматы хлынул поток заявлений. Почти три четверти дивизии составляла молодежь до 30-ти лет. Наибольшее число добровольцев послали Новосибирск — 4000, Сталинск — 1500, Кемерово — 950. В состав дивизии входили стрелковые полки Новосибирский, Кузбасский и Кемеровский, Томский артполк, Прокопьевский учебный батальон и Нарымская снайперская рота. За месяц было подано более 16 тысяч заявлений, в том числе 300 — от женщин.
Боевой путь Нестеровой М.Н.
«По форме одежды предусмотрено было платье, юбка, чулки. Но в полевых условиях это было почти невозможно. И холодно, и грязно. В юбках если и были, то только те, кто были в тыловых частях. Там нет необходимости ползать по земле. Женщинам было сложнее и в плане гигиены: не было тех же прокладок. Платье предусмотрено, а нижнего белья не было.»
В ноябре 1942 года юго-западнее Ржева, под городом Белым дивизия приняла первое боевое крещение. 16 апреля 1943 года 150-я добровольческая дивизия преобразована в 22-ую дивизию. Этим же приказом дивизия за массовый героизм и самоотверженность воинов, проявленные в боях зимой 1942-1943 гг., была удостоена звания 22-й гвардейской. 11 июля 1943 года 22-й дивизии было вручено боевой Гвардейское знамя.
22 дивизия прошла большой путь, начавшийся в Новосибирске (Томская область с 1944 года). Далее ее путь шел по маршруту Москва, Калинин, Белый, Великие Луки, Орша, Пустошка, Новоржев, Опочка, Карсава, Огрэ, Балажи, Рига, Салдус.
После второго тяжелого ранения в 1943 году Марию Нестерову комиссовали по инвалидности.
После выписки из госпиталя переехала в Колпашево. Потом работала в партийных аппаратах Парбигского райкома партии, Нарымского окружкома КПСС, до ухода на пенсию в 1971 году — в Парабельском райкоме партии. Похоронена в Томске.
Награды:
- орден Отечественной войны II степени;
- медаль «За отвагу» и другие.
Источники:
- https://zdrav.tomsk.ru/ru/dlya-naseleniya/mediki-vov
- http://phys.nsu.ru/school/museum/sgd22.htm
- http://www.parabel.tomsk.ru/