Мы выпустили серию статей про выпускников одного из томских вузов, которые переехали за границу и теперь работают там. Все они рассказывают крайне любопытные вещи об особенностях жизни в других странах. О них никогда не узнает обычный турист. А еще каждая история доказывает, что достичь своих целей не так уж сложно.
Со своей будущей профессией Ксения Скирневская определилась еще в детстве. В 1994 году ее отец поехал в командировку за границу и вернулся с видеозаписями своего путешествия. Девочку так поразило, что где-то люди могут говорить на другом языке, что она захотела учить английский. Семья тогда жила в городе Колпашево. Помимо занятий в школе Ксения занималась и дополнительно. Нагрузка не была в тягость. Как признается девушка, ей больше всего нравится учить грамматику, а эта область интересна немногим.
Ксению по праву можно назвать полиглотом. На факультете иностранных языков в ТГУ она изучала английский и французский, в студенчестве ходила на курсы испанского. Потом все эти языки практиковала в языковой среде: по программе Work &Travel побывала в США, потом два года подряд по программе, предусматривающей работу для студентов, ездила во Францию, затем побывала в Испании. Оттуда ее пригласили переводчиком в Республику Кот-д’Ивуар в Африке. Уже из этой страны девушка поехала в Швецию, потому что узнала, что там бесплатное образование. Здесь, в городе Мальмё, она поступила в университет на факультет международных отношений, отучилась и живет до сих пор.
Работу в Швеции Ксения нашла по первой специальности — по преподаванию языков. Она работает в госучреждении, ведет курсы шведского языка для иностранцев. Помимо него она также учила датский.
Кроме того, выпускница ТГУ участвует сейчас в большом проекте: пишет в соавторстве книгу по грамматике шведского языка с правилами и упражнениями дня начинающих и продолжающих, которая основывается на новом научном подходе к преподаванию языка.
Ксения рассказала Tomsk.ru о некоторых особенностях жизни шведов.
О стрессе и ожирении
В первую очередь Швеция нравится мне тем, что здесь чувствуешь себя защищенным. Нет необходимости выживать, пробиваться, искать какие-то лазейки, как в России. Здесь не любят стресс. Он считается одной из причин всех болезней и расстройств наравне с курением и алкоголем. Тем, кто устал от работы, выписывают больничный. Для этого случая есть выражение «я вошел в стену».
Перерыв — важная часть жизни шведов. После каждого задания, встречи, пациента, проекта нужно сделать паузу, чтобы переключиться с одного на другое. Короткий перерыв с чашечкой кофе называется «фика». Еще в этой стране неприлично быть толстым. Государству дороже лечить полных людей, поэтому профилактикой ожирения занимаются заранее: «садят» на диету, отправляют на курсы, оперируют жир или уменьшают желудок.
Все права на продажу алкоголя принадлежат властям. Купить его можно только в специальном магазине по определенным часам. Зато шведы не смогли отказаться от своего пристрастия к табаку. Его пакуют в маленькие пакетики и кладут под губу. Это называется «снус».
О вегетарианстве
Вегетарианцем быть модно. Здесь существуют неожиданные для русских разновидности вегетарианства: «флекситэрианец» — ест мясо только иногда, когда его предлагают в гостях или в ресторане, «стокголмвегегарианец» — отказывается от мяса, но ест только рыбу, «будний вегетарианец» — тот, кто ест мясо только по выходным и праздникам.
Об экологии
Шведов отличает любовь к природе. Они строго следят за чистотой. Мусорить на улице считается неприличным. В Швеции при этом действует закон, запрещающий не пускать жителей на природу. Понятие частной собственности в таких случаях размыто: я могу поставить палатку и наслаждаться красотами где угодно, даже если эта земля кому-то принадлежит. Но есть условие: я не должна наносить вред частной собственности и природе и могу там находиться только 48 часов. Купаться можно во всех водоемах без ограничений, а вот рыбу ловят только по специальному разрешению.
«Шведской семьи» не существует
В Швеции мощное ЛГБТ-движение. Оно незаметно вписалось в общество, и уже никто не обращает внимания на его представителей. Это не выглядит здесь вульгарно или шокирующе. Считается, что лучше у ребенка будут две хорошие мамы, чем мама, которой плохо, и папа, который всех бьет. Законы о защите прав детей очень строгие. Чаще их забирают у родителей, если в семье неблагоприятная ситуация. Тогда ребятишки живут в небольшой группе с воспитателями, пока семейная обстановка не улучшится или пока им не найдут новую семью. Усыновление при этом — очень тяжелый процесс. И все же в стране нет детских домов и приютов, матери не бросают своих детей. Кстати, понятий «шведская семья», «шведская стенка» и «шведский стол» тут не существует.
Об отношении к русским
Русских считают достаточно умными. Сюда приезжает много образованных людей, все они быстро учат шведский и начинают работать. Шведы считают, что русские пьют много водки, но не боятся работать.
Еще они думают, что мы иногда слишком резки в своих суждениях. В шведской школе преподаватель не дает тебе единственно правильный ответ на свой вопрос. Он делает так, чтобы ты пришел к нему сам. И даже если твой вариант отличается от ответа преподавателя, ты можешь получить хорошую оценку, если твоя точка зрения оригинальна и правильно доказана. Таким образом учат не настаивать на своей правоте, а принимать мнения других людей.
О шведской пунктуальности
Автобусы и поезда всегда приходят по расписанию, особенно в часы пик. Мальмё, где я живу, — большой город, но пробок здесь нет практически никогда. Шведы не видят смысла в машине, если можно везде быстрее добраться на велосипеде. Для других культур машина — это статус, для них — экономическая обуза.
Чтобы с кем-то встретиться, нужно договориться заранее, чем раньше, тем лучше. Шведы обижаются, если ты приходишь поздно, здесь так не принято. Если ты опоздал или не пришел на консультацию или процедуру по записи, с тебя снимается полная стоимость посещения.
О бюрократии
В Швеции мне не нравится, что иногда взаимодействие с госучреждениями происходит очень медленно. Получить какой-то документ или ответ можно и через год. Медицина бесплатная, но записаться на прием к врачу очень тяжело. Может пройти месяц или два, пока наконец увидишь доктора. Личный контакт с властями и государственными учреждениями сводится к минимуму, все делается дистанционно. Даже если захочешь лично о чем-то спросить, идти некуда.
Краткий пересказ статьи доступен в нашем видеоролике.