Как малый и средний бизнес «выживал» в кризисы прошлых лет? Мы предлагаем внимательно посмотреть на их опыт, проанализировать его и применить сегодня. А заодно разобраться, стоит ли вообще «спасать» бизнес в нынешних условиях. И если стоит, то какой?
«Бизнес-трансформация» — спецпроект Tomsk.ru совместно с представителями томского бизнеса, которые уже пережили кризисы прошлых лет: были в подобной ситуации, мобилизовались, восстановились и продолжили развиваться и расти. И получили один из ценнейших опытов в жизни!
Егор Белянко, управляющий партнер юридической компании «Белянко и партнеры», вместе со своими клиентами прошел оба крупных кризиса нашего времени — 2008-го и 2014-го годов и видел изнанку того, что происходит с бизнесом в эти критические моменты, какие не самые популярные решения собственников в итоге спасали бизнес и какие выводы сделали предприниматели, прошедшие процедуру банкротства.
Теперь мы знаем, почему в борьбе за «выживание» важно не пропустить «точку невозврата» и что бороться за сохранение бизнеса нужно, соблюдая определенные «правила игры». Об этих самых правилах, плане Б и новом будущем — в интервью портала Tomsk.ru.
Проснулись и поняли: теперь живем иначе
«Предприниматели прекрасно помнят начало, точнее сказать, утро кризиса 2014-го: тогда мы проснулись и поняли, что теперь живем иначе».
Тогда стратегические для области компании столкнулись с тем, что банки почти в два раза подняли ставки по уже действующим кредитам, отказывали в банковских гарантиях, рубль стремительно падал. Еще в 2013 году предприниматели заключали контракты на одних условиях, а спустя год цены взлетели в два раза, но выполнение контрактов никто не отменял.
Что начали делать собственники бизнеса? Решать проблемы в режиме «ручного управления», то есть, решения принимались каждый день и каждый час, времени писать план действий, протоколы совещаний не было.
Не записано, значит, не было…
С последствиями этого мы столкнулись спустя 5 лет вместе с одним из наших клиентов.
Собственники компании на протяжении всего 2014 года пытались спасти предприятие.
Практически ежедневно проводились совещания с банками о необходимых мерах, о планах развития ситуации, согласовывался антикризисный план.
Думал ли кто-то тогда о том, что нужен протокол встречи? Или что нужно подтвердить договоренность, достигнутую по телефону хотя бы электронным письмом? НЕТ.
Все думали только о том, чтобы спасти бизнес.
Но, к сожалению, спасти предприятие не удалось. Компания была признана банкротом.
А в 2018 году кредиторы и банк обратились в суд с заявлением о привлечении собственников компании к субсидиарной ответственности и указывали, что именно они своими действиями довели предприятие до банкротства.
В таком споре собственник должен доказать, что он сделал все возможное для спасения предприятия.
И первый вопрос, который задали кредиторы и банки: «А где доказательства, что собственники пытались спасти свой бизнес? Где протоколы совещаний, где переписка, где обоснованный экономический план преодоления кризиса?»
И это пример далеко не единственный.
Каждое свое действие нужно будет подтвердить
«Документы нужны не только тогда, когда все хорошо заканчивается, но если что-то пойдет не так, то каждую отсрочку, каждую встречу, каждое свое действие надо будет документально подтвердить.Начинайте собирать и хранить эти бумаги прямо сейчас».
Лучше пусть план будет, чем нет
Нужно ли пользоваться мерами поддержки, предлагаемые государством, например, брать беспроцентные займы? Можно и нужно, но для начала нужно понять: вам действительно хватит этих мер? А если кризис продлится 3 месяца, а если полгода?
Это называется экономически обоснованный план.
Как и в ситуации с документами: он вам понадобится только в случае негативного сценария, но лучше пусть он будет.
Выживут сильнейшие!
Меры помощи сегодня действительно беспрецедентные, но не для всех этой помощи будет достаточно.
Поэтому здесь важно отдавать себе отчет о масштабах своего бизнеса и его зависимости от внешних и внутренних факторов. Жизнеспособности бизнеса в текущей ситуации.
Сейчас есть случаи, что часть компаний и предпринимателей пытаются переложить свою неэффективность и ответственность на органы власти.
Возможно, сейчас есть смысл более слабым остановиться, чтобы не утягивать за собой более сильных. Дать им чуть больше шансов в получении мер поддержки.
Рост неизбежен, и тогда более сильные вытянут слабых.
«Быстро упасть — это тоже решение»
В 2008 году я работал юристом в крупной продовольственной компании. С началом кризиса проблемы начались у всех.
Сотрудники компании паниковали, и один только собственник был хладнокровен. Я задал ему тогда вопрос: «Уважаемый руководитель, какой у нас план?». «Егор, план — быстро упасть. Потому что совершенно непонятно, когда отрасль возобновит работу, когда мы вернемся к текущим оборотам … Мы не можем терять время и деньги».
Компания тогда закрылась. Персоналу выплатили заработную плату и распустили.
Но именно это позволило собственнику сохранить ресурсы и первым вернуться на рынок, когда ситуация стабилизировалась.
Это хороший пример того, что важно вовремя остановиться.
Рост неизбежен, но до него нужно дожить
Если четкого экономического плана нет, как и вразумительных перспектив, то, я думаю, не стоит увеличивать долги – лучше остановиться. Сохраните ресурсы. Возможно, найдите работу, которая позволит вам пережить критический этап.
Рост неизбежен, и у вас есть время к нему подготовиться.
3 антикризисных совета, которыми можно воспользоваться уже сейчас
-
Посмотрите правде в глаза. Сделайте выводы и примите решение — все ответы уже есть у вас в голове.
-
Рассчитывайте на себя.Подготовьте экономический обоснованный план. Зафиксируйте точку невозврата, до куда вы готовы вкладывать ресурсы. Действуйте.
-
Приготовьтесь! Нас ждет совершенно новое будущее. Постарайтесь спрогнозировать — вашему бизнесу есть там место, или нужно меняться уже сейчас?