Уникальный подарок природы, выдающийся по масштабам, самобытной красоте и значимости для экологии планеты, находится на территории Томской области. Рядом с нами.
Васюганскому заповеднику с 2020 года придали официальный статус и выделили первое финансирование. Теперь у Васюганского болота есть шанс попасть в список Всемирного наследия ООН. Только вот на самом деле до прихода русских в эти отдаленные места ханты и селькупы жили здесь, как в заповеднике, и соблюдали множество правил, которые и не снились современным гринписовцам.
Слушать подкаст:
Туризм для ученых
Именно это направление в первую очередь планирует развивать на Васюгане директор заповедника Ольга Антошкина. В заповедник выделили лишь небольшую часть Васюганского болота. Этот участок находится на территории Томской и Новосибирской областей. В этом году учреждению утвердили госзадание и выделили на него 20 миллионов рублей. В этом году сотрудники заповедника работают по трем направлениям: охрана территории, научные исследования и экологическое образование.
Для охраны территории наберут 20 государственных инспекторов. По научным исследованиям запланировано три проекта: инвентаризация флоры и фауны, а также создание карты Васюганского болота. Раньше такие работы не проводились.
Кроме того, специалисты заповедника составят план экотроп и выберут наиболее показательные участки. Они будут в первую очередь ориентированы на ученых.
«Самое главное для нас в этом году – организовать научный туризм. Мы хотим предоставить ученым со всего мира доступ на болото и помочь с взятием проб для их исследований», – рассказала Ольга Александровна.
Человек равен животному
В 1996 году томский историк Яков Яковлев издал сборник научно-популярных очерков «Земля каргасокская». В нем он, в том числе, рассказал, как берегли природу коренные жители Васюганья.
Религией хантов и селькупов считаются анимизм и шаманизм. Это, в том числе, означает, что душой они наделяли все, что их окружало —лес, водоемы, животных, рыб. Они становились равноправными для человека, их интересы тоже нужно было учитывать. Человек не только признавал право на жизнь у всего живого, но и готов был помочь всем, кто попал в беду.
Это не означало отказ от охоты и рыбалки. Но ханты и селькупы верили: животные, птицы и рыбы понимают человеческий язык. Поэтому остякам было запрещено обещать богатые трофеи с охоты или хвалиться своей добычей перед односельчанами. Перед выстрелом просили прощения за вынужденное убийство.
А брать больше того, что требовалось для выживания, было запрещено.
Даже во время голода охотники не убивали беременную лосиху или самку с маленьким малышом. А у бобров нужно было обязательно оставить пару для восстановления потомства, а не истреблять весь выводок.
В тяжелое для животных время за ними ухаживали: охотники помогали зимой колониям бобров, белкам и соболям.
Огонь не стоит злить
Природа тоже живая. Для своих нужд остяки брали только мертвые деревья, валежник или сухостой. Если в крайних случаях все же приходилось срубить живое дерево, у его духа просили прощения за это.
«У дерева есть волокна. Если их перерубишь, то дерево умрет. Когда их рубишь, они кричат, но мы не слышим. Один человек слышал. Он не рубил деревьев, не мог. Чай не мог сварить, он видел и слышал, как кричит дерево», – рассказывали ханты Якову Яковлеву в одной из экспедиций.
Духа огня нужно кормить пищей со своего стола. Даже в советское время коренные народы не сжигали мусор в печке. Еще огонь нельзя затаптывать ногами.
В водоем не стоит плевать и бросать мусор, а землю царапать копьем или ножом. Это ее ранит.
Вместо заповедника
Вместо утвержденных государством заказников и заповедников от охоты в определенных местах людей удерживали религиозные убеждения.
У селькупов каждый род считал своим покровителем некое животное или птицу. Как рассказала нам исследовательница и этнограф Ирина Коробейникова, в районе Васюганских болот чаще всего роды носили имена птиц: ворона, лебедя, филина. В местах, где селился тот или иной род, было запрещено убивать этих птиц, ведь в них живут души предков.
В верховьях реки Тым селькупы считали своим покровителем медведя, а себя считали его людьми. Следовательно, на него не охотились. В 20-30-х годах XX века по этой причине численность «хозяина тайги» увеличилась. Косолапые съедали весь скот у селькупов. Властям пришлось призвать местных жителей к охоте на медведей, что вызвало большое возмущение среди остяков. В итоге лишь один поставил на зверя ловушку, но забрать добычу так и не решился. Туша сгнила.
Также рядом с Васюганом были территории, где полностью запрещалась охота и рыбалка. На них могли стоять храмы с идолами. В переводе на современный язык их можно назвать заповедниками: за счет того, что в некоторых местах животные и рыбы могли размножаться спокойно, корректировалась их численность в местах, где не было запрета.
К сожалению, ситуация изменилась, когда русского населения стало больше во время сталинских репрессий, началось освоение нефтяных месторождений. На данный момент создание Васюганского заповедника более, чем востребовано.